Дата публикации | 17:39 15.04.2015 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
ОБ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМАХ
Принят Постановлением Народного Совета 24 марта 2015 года
(C изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «другие войска, формирования и органы» в соответствующем падеже заменены словами «другие воинские формирования и органы, специальные формирования» в соответствующем падеже согласно Закону от 20.11.2020 № 216-IIНС)
Настоящий Закон в соответствии с пунктом 6 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики является законодательной основой особых правовых режимов, временно вводимых в Донецкой Народной Республике в случаях возникновения чрезвычайных внутренних или внешних обстоятельств, представляющих реальную угрозу человеку, обществу, конституционному строю и государству.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Особые правовые режимы
- Под особым правовым режимом понимается временно устанавливаемый в Донецкой Народной Республике в случае чрезвычайных обстоятельств особый порядок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане и другие лица), прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
- Под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства политического, экономического, социального, военного, природного или техногенного характера, представляющие непосредственную угрозу жизнедеятельности человека, общества, государства, устранение которых обычными методами государственного управления, базирующимися на действующем законодательстве Донецкой Народной Республики, без применения чрезвычайных мер невозможно.
- Настоящим Законом устанавливаются перечни чрезвычайных обстоятельств, которые могут служить основанием для введения особого правового режима определенного вида.
- В соответствии с пунктом 6 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики настоящий Закон предусматривает следующие виды особых правовых режимов:
а) чрезвычайное положение;
б) военное положение.
- Общей целью введения указанных в пункте 4 настоящей статьи особых правовых режимов является создание необходимых условий для неотложного применения комплекса действенных мер политического, экономического, военного и иного характера, направленного на устранение чрезвычайных обстоятельств, послуживших основанием для их введения.
- Временной промежуток от начала действия особого правового режима до прекращения его действия является периодом действия особого правового режима.
Статья 2. Правовые основы особых правовых режимов
Правовыми основами особых правовых режимов являются Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, принятые на основе настоящего Закона, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Донецкой Народной Республики в этой сфере.
Статья 3. Общий порядок введения особых правовых режимов
- Особые правовые режимы в Донецкой Народной Республике могут вводиться исключительно на основаниях, предусмотренных настоящим Законом, и только указами Главы Донецкой Народной Республики.
- Указ Главы Донецкой Народной Республики о ведении особого правового режима подлежит обязательному рассмотрению Народным Советом Донецкой Народной Республики.
- Указ Главы Донецкой Народной Республики о введении особого правового режима подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию, если в конкретном случае настоящим Законом не предусмотрено иное.
- Начало действия введенного особого правового режима устанавливается не ранее чем через 6 (шесть) часов после обнародования указа Главы Донецкой Народной Республики о введении особого правового режима по каналам радио и телевидения, кроме случаев, когда настоящим Законом предусмотрено иное.
- Одновременно с направлением указа о введении чрезвычайного или военного положения для обнародования по каналам радио и телевидения Глава Донецкой Народной Республики направляет его на утверждение в Народный Совет Донецкой Народной Республики, который обязан рассмотреть его на чрезвычайном заседании не позже чем через 48 (сорок восемь) часов после его обнародования.
Народный Совет Донецкой Народной Республики может рассмотреть этот указ и позднее установленного в настоящем пункте срока, если в силу объективных причин заседание Народного Совета Донецкой Народной Республики в установленное время не может быть проведено.
- С обнародованием указа Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного или военного положения депутаты Народного Совета Донецкой Народной Республики обязаны прибыть на чрезвычайное заседание Народного Совета Донецкой Народной Республики без специального на то вызова, в чем им должны всячески содействовать все органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики утверждает указ Главы Донецкой Народной Республики простым большинством голосов, о чем принимается соответствующее постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики.
- Особенности введения того или иного вида особого правового режима определяются соответствующими статьями настоящего Закона.
Статья 4. Отмена (прекращение действия) особого правового режима
- При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения особого правового режима, Глава Донецкой Народной Республики отменяет его, о чем население Донецкой Народной Республики оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении особого правового режима.
- Действие особого правового режима прекращается, если Народный Совет Донецкой Народной Республики не утверждает указ Главы Донецкой Народной Республики о введении особого правового режима либо истек установленный срок его действия.
- Особенности отмены (прекращения действия) конкретного вида особого правового режима определяются соответствующими статьями настоящего Закона.
- Нормативные правовые акты, принятые для обеспечения особого правового режима, утрачивают силу одновременно с прекращением действия особого правового режима без специального на то уведомления.
- Отмена или прекращение действия особого правового режима влечет прекращение производства по делам о нарушении особого правового режима и незамедлительное освобождение лиц, в отношении которых применено взыскание в виде административного ареста.
Статья 5. Пределы временных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина, других прав и норм, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики в период действия особых правовых режимов
- В условиях особых правовых режимов на основании пункта 6 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики и в соответствии с настоящим Законом могут быть временно ограничены конституционные права и свободы человека и гражданина, установленные статьями Конституции Донецкой Народной Республики:
а) 5, 15, 16, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 30 – при чрезвычайном или военном положении;
б) 5, 28, 30 – при чрезвычайном экономическом положении.
Никакие иные конституционные права и свободы человека и гражданина ограничению не подлежат.
- Указами Главы Донецкой Народной Республики о введении особого правового режима могут устанавливаться следующие ограничения иных конституционных норм и положений законодательства Донецкой Народной Республики:
а) в случае истечения срока полномочий Народного Совета Донецкой Народной Республики, Главы Донецкой Народной Республики, органов самоуправления, глав государственных администраций сел (поселков) их выборы не проводятся, а полномочия этих органов и должностных лиц продлеваются;
б) не проводятся референдумы;
в) не вносятся изменения в Конституцию и законодательство Донецкой Народной Республики о выборах и судопроизводстве;
г) не может быть изменен порядок применения силы, специальных средств, использования и применения оружия, предусмотренный законодательством Донецкой Народной Республики.
- Применение в условиях действия особых правовых режимов временных ограничений конституционных прав и свобод граждан и других лиц, иных прав физических и юридических лиц, а также предусмотренных настоящим Законом мер допускается лишь в той степени, в какой это диктуется остротой положения и необходимо для достижения целей введенного особого правового режима.
- Меры, применяемые в условиях действия особых правовых режимов, не должны быть несовместимыми с общепризнанными международными правовыми нормами и вести к дискриминации на основе национальности, языка, пола, религии или социального положения.
- Перечни мер, применяемых в условиях чрезвычайного, а также военного положения, установленные настоящим Законом, являются исчерпывающими и расширению иначе как Законом не подлежат.
Статья 6. Силы и средства, обеспечивающие особые правовые режимы
- Для обеспечения режима чрезвычайного или военного положения используются силы и средства республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обороны, Министерства внутренних дел, Министерства государственной безопасности, а также силы и средства Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)
- В исключительных случаях на основании указа Главы Донецкой Народной Республики в дополнение к силам и средствам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения могут привлекаться и другие силы, и средства формирований и органов Донецкой Народной Республики.
- Привлекаемые для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения военнослужащие Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований выполняют поставленные задачи совместно с сотрудниками и военнослужащими органов внутренних дел, органов государственной безопасности. При этом на военнослужащих Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований распространяются положения законодательства Донецкой Народной Республики, касающиеся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, гарантий личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантий их правовой и социальной защиты.
Статья 7. Деятельность органов государственной власти и управления, местного самоуправления, а также особых органов управления в условиях особых правовых режимов
- В условиях действия особых правовых режимов органы государственной власти и управления, военного управления, местного самоуправления продолжают свою деятельность на основе Конституции Донецкой Народной Республики, законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики с учетом особенностей, установленных настоящим Законом и принятыми на его основе законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики для различных видов особых правовых режимов.
- Глава Донецкой Народной Республики осуществляет свои полномочия в пределах, установленных Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики продолжает свою деятельность без перерыва между сессиями.
- На территории, где введен особый правовой режим, правосудие осуществляется только судом. На этой территории действуют все суды, установленные Конституцией Донецкой Народной Республики. Создание чрезвычайных судов не допускается.
В случае невозможности осуществления правосудия судами на территории, где действует чрезвычайное или военное положение, по решению Верховного суда Донецкой Народной Республики, Арбитражного суда Донецкой Народной Республики в соответствии с их компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Судопроизводство во всех судах осуществляется в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и иными законодательными актами Донецкой Народной Республики.
- Деятельность Прокуратуры Донецкой Народной Республики на территории, где введен особый правовой режим, осуществляется в обычном порядке в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и иными законодательными актами Донецкой Народной Республики с учетом особенностей, вытекающих из настоящего Закона.
При введении чрезвычайного положения на территории нескольких административно-территориальных образований может быть создана межрайонная прокуратура территории, на которой введено чрезвычайное положение.
- Республиканские органы исполнительной власти, органы местного государственного управления и самоуправления в условиях чрезвычайного или военного положения осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики и указами Главы Донецкой Народной Республики в особом режиме, устанавливаемом Главой Донецкой Народной Республики.
- В условиях особого правового режима указом Главы Донецкой Народной Республики, исходя из интересов скорейшего устранения чрезвычайных обстоятельств, послуживших основанием для введения особого правового режима, функции и полномочия республиканских органов исполнительной власти могут быть перераспределены.
- Для осуществления единого управления силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения режимов чрезвычайного и военного положения, Главой Донецкой Народной Республики могут создаваться особые органы управления, предусмотренные настоящим Законом.
- При необходимости в период действия чрезвычайного положения указом Главы Донецкой Народной Республики может быть введено особое управление территорией, на которой действует указанный правовой режим.
Глава 2. Чрезвычайное положение
Статья 8. Чрезвычайное положение
Под чрезвычайным положением в настоящем Законе понимается особый правовой режим, временно вводимый на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях в условиях чрезвычайных внутренних обстоятельств политического, экономического, социального, природного или техногенного характера.
Статья 9. Цель введения чрезвычайного положения
В зависимости от характера чрезвычайных обстоятельств целью введения чрезвычайного положения может быть создание условий, обеспечивающих:
а) восстановление законности и правопорядка;
б) устранение угрозы человеку, обществу и государству, нормализацию обстановки;
в) создание условий для проведения спасательных и эвакуационных мероприятий, неотложных аварийно-восстановительных работ;
г) сокращение до минимума ущерба народному достоянию от последствий чрезвычайных обстоятельств.
Статья 10. Основания для введения чрезвычайного положения
Основаниями для введения чрезвычайного положения могут быть:
а) попытки насильственного изменения конституционного строя Донецкой Народной Республики, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери, нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Статья 11. Особенности введения чрезвычайного положения
- Введение чрезвычайного положения на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Закона и настоящей статьей.
- Если позволяет обстановка, до введения чрезвычайного положения на основании чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных подпунктом а) статьи 10 настоящего Закона, Глава Донецкой Народной Республики может обратиться через средства массовой информации или иным возможным способом к группам лиц либо организациям, являющимся инициаторами или участниками действий, которые являются законным основанием для введения чрезвычайного положения, с требованием в течение установленного в обращении срока прекратить противоправные действия и предупредить их о возможности ввода чрезвычайного положения.
- При обстоятельствах, требующих неотложных мер для спасения жизни людей и недопущения их гибели, начало действия чрезвычайного положения устанавливается с момента обнародования указа Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения.
- В указе Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения должны быть определены:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и иных лиц, прав организаций и общественных объединений;
е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
ж) время начала действия чрезвычайного положения, а также срок, на который оно вводится.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики после рассмотрения указа Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения вправе:
а) ограничить перечень чрезвычайных мер, предусматриваемых для применения в условиях чрезвычайного положения, и пределы их применения;
б) установить территориальные и временные ограничения действия чрезвычайного положения;
в) утвердить указ;
г) не утверждать указ.
- Указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящей статьи решения Народного Совета Донецкой Народной Республики принимаются только после предварительных консультаций с Главой Донецкой Народной Республики.
Статья 12. Срок действия чрезвычайного положение. Отмена (прекращение действия) чрезвычайного положения
- Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Донецкой Народной Республики, не может превышать 30 (тридцати суток), а вводимого на части ее территории, – не более 60 (шестидесяти) суток.
- По истечении срока, установленного указом Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения, чрезвычайное положение считается прекращенным. В случаях, если в течение установленного указом срока достигнуть нормализации обстановки не удалось, срок действия введенного чрезвычайного положения может быть продлен указом Главы Донецкой Народной Республики с соблюдением требований, установленных настоящим Законом для введения чрезвычайного положения. При этом продление срока действия чрезвычайного положения может быть многократным, но общая продолжительность его действия не должна превышать на всей территории Донецкой Народной Республики – 6 (шесть) месяцев, на части ее территории – 9 (девять) месяцев.
- При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного срока Глава Донецкой Народной Республики отменяет чрезвычайное положение, о чем население Донецкой Народной Республики оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.
- По мере нормализации обстановки указами Главы Донецкой Народной Республики может осуществляться поэтапная отмена мер чрезвычайного положения.
Статья 13. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения
Указом Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения на период его действия может предусматриваться применение следующих чрезвычайных мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий местного государственного управления и местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также зрелищных, спортивных и иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Статья 14. Дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в подпункте «а» статьи 10 настоящего Закона
- В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в подпункте «а» статьи 10 настоящего Закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 13 настоящего Закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) введение комендантского часа, то есть запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;
б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан и иных лиц, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан и иных лиц, находящихся у них на законных основаниях, оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности – временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств – за счет средств республиканского бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;
ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно — процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
- При введении чрезвычайного положения на основаниях, предусмотренных подпунктом «а» статьи 10 настоящего Закона на всей территории Донецкой Народной Республики, в Вооруженных силах Донецкой Народной Республики могут вводиться высшие степени боевой готовности.
Статья 15. Дополнительные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в подпункте «б» статьи 10 настоящего Закона
В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в подпункте «б» статьи 10 настоящего Закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, дополнительно к мерам, указанным в статье 13 настоящего Закона, указом Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:
а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным представлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;
д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных подпунктом «ж» статьи 13 настоящего Закона и подпунктом «в» настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.
Статья 16. Осуществление мер чрезвычайного положения
Меры чрезвычайного положения, определенные указом Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного положения, в соответствии со статьями 13-15 настоящего Закона осуществляют уполномоченные на то органы исполнительной власти и их должностные лица.
Статья 17. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения
- Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 6 настоящего Закона.
- Привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения Вооруженные силы Донецкой Народной Республики, другие воинские формирования и органы, специальные формирования могут использоваться для выполнения следующих задач:
а) поддержание особого режима въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
б) охрана объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;
в) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;
г) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей.
(Часть 2 статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 216-IIНС)
- В случае привлечения Вооруженных сил Донецкой Народной Республики для участия в аварийно-спасательных мероприятиях и последующих восстановительных работах указом Главы Донецкой Народной Республики могут быть призваны на специальные сборы сроком до 2 (двух) месяцев граждане, состоящие в запасе Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, являющиеся специалистами, необходимыми для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий.
Статья 18. Управление силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения
- Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, указом Главы Донецкой Народной Республики назначается комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
- Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение:
а) издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и должностными лицами указанных организаций, гражданами, а также руководителями (командирами) органов внутренних дел, органов систем гражданской защиты и гражданской обороны, воинских формирований, расположенных (дислоцирующихся) на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и дополнительно привлекаемых для обеспечения режима чрезвычайного положения;
б) устанавливает время начала и продолжительность действия комендантского часа;
в) определяет особый режим въезда на территорию, на которой введено чрезвычайное положение, и выезда с нее;
г) устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, а также этилового спирта, спиртных напитков и спиртосодержащей продукции;
д) определяет порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и военной техники, указанных в подпункте «д» пункта 1 статьи 14 настоящего Закона;
е) выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения;
ж) обращается к Главе Донецкой Народной Республики с предложениями о необходимости применения на территории, на которой введено чрезвычайное положение, мер и временных ограничений, предусмотренных статьями 11-13 настоящего Закона;
з) оповещает через средства массовой информации население соответствующей территории о порядке выполнения отдельных мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
и) устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и порядок их работы.
- Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, вправе принимать участие во всех заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, отнесенным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики к его компетенции.
- Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, осуществляет руководство комендатурой указанной территории. Деятельность комендатуры регулируется положением, утвержденным Главой Донецкой Народной Республики.
- В целях координации действий разнородных сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Главы Донецкой Народной Республики может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.
- Образование комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, не приостанавливает деятельности органов местного самоуправления, действующих на указанной территории.
Статья 19. Особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение
- На территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Главы Донецкой Народной Республики может вводиться особое управление этой территорией путем создания:
а) временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение;
б) республиканского органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
- 11. При введении чрезвычайного положения на всей территории Донецкой Народной Республики указом Главы Донецкой Народной Республики может создаваться специальный орган управления – Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Главе Донецкой Народной Республики (далее – Государственная комиссия).
(Часть 11 статьи 19 введена Законом от 28.03.2020 № 111-IIНС)
- Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, вправе издавать в пределах своих полномочий обязательные для исполнения на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения.
Статья 191. Основные задачи и функции Государственной комиссии
- Основными задачами Государственной комиссии являются:
а) выработка мер по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
б) организация проведения оперативных мероприятий по управлению и обеспечению деятельности систем жизнеобеспечения Донецкой Народной Республики;
в) организация размещения физических лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в жилые помещения для временного проживания, оказания необходимой помощи;
г) координация деятельности государственных органов, местных администраций, организаций, комендатур по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
д) контроль осуществления мероприятий, проводимых в период действия чрезвычайного положения.
- Для выполнения основных задач Государственная комиссия осуществляет следующие функции:
а) разрабатывает предложения по координации деятельности государственных органов, местных администраций, государственных организаций, комендатур по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
б) заслушивает должностных лиц государственных органов, местных администраций и комендантов по вопросам, отнесенным к ведению Государственной комиссии;
в) запрашивает и получает от государственных органов, местных администраций, государственных организаций документы и сведения, необходимые для осуществления деятельности Государственной комиссии;
г) контролирует осуществление государственными органами, местными администрациями, государственными организациями, комендатурами мероприятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
д) привлекает специалистов государственных органов, местных администраций, государственных организаций для выполнения аналитических, экспертных и других работ, необходимых для решения вопросов ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
е) рассматривает эффективность введения дополнительных мер и временных ограничений, указанных в настоящем Законе. При полной или частичной ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, представляет предложения Главе Донецкой Народной Республики о полной или частичной отмене дополнительных мер, временных ограничений или чрезвычайного положения.
(Статья 191 введена Законом от 28.03.2020 № 111-IIНС)
Статья 192. Организация деятельности Государственной комиссии
- Государственная комиссия образуется из представителей государственных органов, местных администраций и комендантов. Персональный состав Государственной комиссии утверждается Главой Донецкой Народной Республики и зависит от обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Государственная комиссия состоит из председателя, членов и секретаря. Председатель Государственной комиссии подотчетен Главе Донецкой Народной Республики.
За членами Государственной комиссии и специалистами, привлекаемыми для обеспечения ее работы, сохраняются рабочие места и заработная плата по основному месту работы.
- Заседания Государственной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости, а решения оформляются протоколами. Члены Государственной комиссии участвуют в заседаниях без права замены.
Решения по каждому вопросу повестки дня заседания принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Государственной комиссии. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель. Решения, принимаемые Государственной комиссией в соответствии с ее компетенцией, обязательны для исполнения государственными органами и комендатурами, физическими и юридическими лицами.
- По вопросам, относящимся к компетенции Главы Донецкой Народной Республики, Государственная комиссия вносит на рассмотрение Главе Донецкой Народной Республики соответствующие проекты указов и распоряжений. По вопросам, относящимся к компетенции Правительства Донецкой Народной Республики, Государственная комиссия вносит на рассмотрение в Правительство Донецкой Народной Республики соответствующие проекты постановлений и распоряжений Правительства Донецкой Народной Республики.
(Статья 192 введена Законом от 28.03.2020 № 111-IIНС)
Статья 20. Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
- Временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, действует на основании положения, утверждаемого Главой Донецкой Народной Республики.
- Временному специальному органу управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть переданы полностью или частично полномочия органов местного управления и местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение.
- Руководитель временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Главой Донецкой Народной Республики. Комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, переходит в подчинение руководителю временного специального органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и по должности является его первым заместителем.
Статья 21. Республиканский орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение
- В случае, если на территории, на которой введено чрезвычайное положение, создание временного специального органа управления указанной территорией не обеспечило достижения целей введения чрезвычайного положения, может быть создан республиканский орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. При этом временный специальный орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, прекращает свои полномочия.
- Руководитель республиканского органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается Главой Донецкой Народной Республики. Положение о республиканском органе управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, утверждается Главой Донецкой Народной Республики.
- При введении особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, путем создания республиканского органа управления данной территорией осуществление полномочий органов местного управления и местного самоуправления, действующих на указанной территории, приостанавливается, а их функции возлагаются на республиканский орган управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
- Комендатура территории, на которой введено чрезвычайное положение, при введении данной формы особого управления указанной территорией входит в структуру республиканского органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение. Комендант указанной территории по должности является первым заместителем руководителя республиканского органа управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение.
Статья 22. Финансирование работ по устранению причин и последствий обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения
- Объемы привлекаемого государственного резерва, размеры и порядок финансирования и материально-технического обеспечения работ по устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, в том числе порядок финансирования социальных выплат и компенсаций гражданам, понесшим ущерб в результате возникновения обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, мероприятий по временному отселению жителей в безопасные районы, в связи с применением иных мер, предусмотренных в главе 2 настоящего Закона, а также порядок выплаты компенсаций организациям, понесшим ущерб в связи с применением мер, предусмотренных главой 2 настоящего Закона, определяются Главой Донецкой Народной Республики. В случае недостаточности выделенных бюджетных ассигнований для финансирования указанных расходов Глава Донецкой Народной Республики вносит в Народный Совет Донецкой Народной Республики проект закона, предусматривающий дополнительное финансирование.
- Финансирование расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется как за счет средств республиканского бюджета, так и за счет средств местных бюджетов на текущий период.
- Органы особого управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, на период действия чрезвычайного положения могут наделяться функциями распоряжения в установленном порядке бюджетными ассигнованиями, направляемыми на восстановление объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, жилого фонда, расположенных на указанной территории.
Статья 23. Чрезвычайное экономическое положение
Чрезвычайное экономическое положение является разновидностью чрезвычайного положения, вводимым на всей территории Донецкой Народной Республики в условиях возникновения тяжелого общеэкономического кризиса в целях обеспечения мероприятий по выводу экономики государства из кризиса и ее оздоровлению.
Статья 24. Основания для введения чрезвычайного экономического положения
Основаниями для введения чрезвычайного экономического положения является возникновение тяжелого общеэкономического кризиса, выражающегося в критическом падении производства, стагнационной недогрузке производственных мощностей или неконтролируемом развитии стагнационных и инфляционных процессов, а также в дестабилизирующих экономику нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах, создающих реальную угрозу жизнедеятельности населения и государства, когда данные обстоятельства не устранимы обычными, базирующимися на действующем законодательстве Донецкой Народной Республики, внутриполитическими мерами государственного управления.
Статья 25. Особенности введения чрезвычайного экономического положения
- При наличии оснований, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона, Глава Донецкой Народной Республики, подписав указ о введении чрезвычайного экономического положения, не обнародуя, направляет его для утверждения в Народный Совет Донецкой Народной Республики.
- В указе Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного экономического положения должны быть определены:
а) обстоятельства, требующие введения чрезвычайного экономического положения;
б) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан и иных лиц, прав организаций и общественных объединений;
в) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного экономического положения;
г) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного экономического положения.
- Перечень чрезвычайных мер, применяемых в условиях чрезвычайного экономического положения, определяется Главой Донецкой Народной Республики в пределах ограничений, установленных статьей 5 настоящего Закона.
- Народный Совет Донецкой Народной Республики рассматривает вопрос об утверждении указа Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного экономического положения на чрезвычайном заседании, назначаемом в соответствии с порядком, установленным Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики в срок не позднее 5 (пяти) дней со дня поступления указа Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного экономического положения в Народный Совет Донецкой Народной Республики.
- Не нарушая установленных сроков проведения чрезвычайного заседания, Народный Совет Донецкой Народной Республики вправе провести экономическую экспертизу предлагаемых в указе мер чрезвычайного экономического положения на предмет целесообразности и возможной эффективности их применения, привлекая для этого специалистов в области экономики и права.
- Утвержденный Народным Советом Донецкой Народной Республики указ Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного экономического положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
- Указ Главы Донецкой Народной Республики о введении чрезвычайного экономического положения, не утвержденный Народным Советом Донецкой Народной Республики, юридической силы не имеет и применению не подлежит.
Статья 26. Срок действия чрезвычайного экономического положения и порядок его отмены (прекращения действия)
Срок действия чрезвычайного экономического положения, порядок его продления, отмены (прекращения действия) устанавливается и осуществляется в соответствии с нормами, установленными статьей 12 настоящего Закона для чрезвычайного положения.
Глава 3. Военное положение
Статья 27. Военное положение
- Под военным положением в настоящем Законе понимается особый правовой режим, вводимый на территории Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики в случае агрессии против Донецкой Народной Республики или непосредственной угрозы агрессии.
- Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Донецкой Народной Республики.
- В период действия военного положения осуществляется комплекс мер военного, политического, экономического, дипломатического, информационного и иного характера, направленных на обеспечение обороны и безопасности Донецкой Народной Республики.
- Вооруженные силы Донецкой Народной Республики, другие воинские формирования и органы, специальные формирования используются для отражения или предотвращения агрессии против Донецкой Народной Республики в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Донецкой Народной Республики.
- Управление Вооруженными силами Донецкой Народной Республики, другими воинскими формированиями и органами, специальными формированиями в период действия военного положения осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
- С введением военного положения может объявляется общая или частичная мобилизация.
- В период действия военного положения в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики проводятся мероприятия гражданской и территориальной обороны.
Статья 28. Основания для введения военного положения
- В соответствии с частью второй пункта 6 статьи 59 Конституции Донецкой Народной Республики основанием для введения военного положения на территории Донецкой Народной Республики являются агрессия против Донецкой Народной Республики или непосредственная угроза агрессии.
- Содержание понятий «агрессия», «непосредственная угроза агрессии», соответствующее положениям Устава ООН, общепризнанным принципам и нормам международного права, определяется Законом Донецкой Народной Республики «Об обороне».
Статья 29. Порядок введения военного положения
- Военное положение на территории Донецкой Народной Республики вводится указом Главы Донецкой Народной Республики на основаниях, предусмотренных статьей 28 настоящего Закона.
- Издание указа Главы Донецкой Народной Республики о введении военного положения и его утверждение Народным Советом Донецкой Народной Республики осуществляется применительно к порядку, установленному статьями 3, 11, 12 настоящего Закона, с учетом следующих особенностей:
а) в указе Главы Донецкой Народной Республики о введении на территории Донецкой Народной Республики военного положения определяются только обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения, и время, с которого режим военного положения начинает действовать;
б) одновременно с введением военного положения указом Главы Донецкой Народной Республики о введении военного положения может объявляться мобилизация;
в) в случае, если агрессия против Донецкой Народной Республики носит характер вторжения (нападения) вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики одновременно с утверждением указа Главы Донецкой Народной Республики о введении военного положения может принять решение об объявлении состояния войны.
Статья 30. Меры военного положения, осуществляемые в период его действия
На основании указов Главы Донецкой Народной Республики в условиях действия военного положения предусматривается осуществление следующих мер военного положения:
а) усиление охраны общественного порядка и общественной безопасности, военных, важных государственных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций, связи, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
б) установление особого режима работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
в) эвакуация людей, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, в другие районы с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания;
г) установление и обеспечение особого режима въезда на территорию Донецкой Народной Республики и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ее территории;
д) приостановление деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно какую-либо иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Донецкой Народной Республики;
е) привлечение в порядке, установленном уполномоченным на то республиканским органом исполнительной власти, граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
ж) изъятие в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, а также принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами необходимого для нужд обороны имущества у организаций, граждан и других лиц с возмещением причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
з) установление запретов и ограничений на выбор места пребывания и места жительства;
и) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций;
к) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
л) введение комендантского часа, с предоставлением органам исполнительной власти и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов у граждан и других лиц, проводить их личный досмотр, досмотр вещей и жилища, осуществлять по установленным законодательством Донецкой Народной Республики основаниям задержание граждан, других лиц и транспортных средств. При этом срок задержания граждан, других лиц не должен превышать 30 (тридцати) суток;
м) установление запрета на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные препараты, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, у граждан и других лиц производится изъятие находящихся у них на законных основаниях оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
н) установление контроля за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их для нужд обороны, а также запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
о) введение военной цензуры на почтовые отправления, сообщения, передаваемые с помощью телекоммуникационных систем, а также осуществление контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
п) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства (государств), воюющего (воюющих) с Донецкой Народной Республикой;
р) введение в органах государственной власти, органах государственного управления, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
с) прекращение указами Главы Донецкой Народной Республики деятельности в Донецкой Народной Республике иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Донецкой Народной Республики.
Статья 31. Иные меры военного положения, осуществляемые в период его действия
- В период действия военного положения в целях обеспечения условий для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований, а также нужд населения, законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики могут быть введены меры военного положения, связанные с временными ограничениями на осуществление экономической и финансовой деятельности, свободное перемещение товаров (услуг) и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности, а также могут устанавливаться особенности функционирования финансовой, налоговой, таможенной и банковской систем Донецкой Народной Республики.
- Указанные в пункте 1 настоящей статьи законы и иные нормативные правовые акты могут быть приняты на основании настоящего Закона как в период действия военного положения, так и заблаговременно до его введения.
Статья 32. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима военного положения
- Для обеспечения режима военного положения на основании указа Главы Донецкой Народной Республики привлекаются силы и средства, предусмотренные статьей 6 настоящего Закона, в том числе силы и средства Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, непосредственно не участвующие в отражении агрессии против Донецкой Народной Республики, а также иных ведомств, на которые возлагается осуществление тех или иных чрезвычайных мер, предусмотренных режимом военного положения.
- Часть задач по обеспечению режима военного положения может возлагаться на силы и средства, привлекаемые в целях территориальной и гражданской обороны, а также на военные комендатуры и местные органы военного управления.
- Привлекаемые для обеспечения режима военного положения силы и средства Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований выполняют следующие основные задачи:
а) поддержание особого режима передвижения по территории Донецкой Народной Республики;
б) участие в спасении и эвакуации населения, аварийно-спасательных и других неотложных работах, в проведении санитарно-противоэпидемических, противоэпизоотических и других мероприятий;
в) охрана военных, важных государственных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, связи, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, для окружающей природной среды;
г) охрана общественного порядка и общественной безопасности, участие в проведение мероприятий по обеспечению режима военного положения;
д) пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов.
- Управление силами и средствами, привлекаемыми для обеспечения режима военного положения, указом Главы Донецкой Народной Республики возлагается на создаваемые с этой целью применительно к положениям пунктов 1, 4, 5 статьи 18 настоящего Закона, органы.
Статья 33. Обеспечение режима военного положения на территории, где ведутся или развертываются военные действия
- На территории, где ведутся или развертываются военные действия, указом Главы Донецкой Народной Республики может устанавливаться режим прифронтовой полосы, в соответствии с которым осуществление мер военного положения возлагается на органы военного управления.
- Границы территорий, на которых вводится режим прифронтовой полосы, а также полномочия органов военного управления по обеспечению военного положения в пределах мер, установленных пунктом 1 статьи 36 настоящего Закона, определяются указом Главы Донецкой Народной Республики.
- Органы военного управления обеспечивают режим прифронтовой полосы в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом и другими законами Донецкой Народной Республики.
Статья 34. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики по обеспечению режима военного положения
- Глава Донецкой Народной Республики:
а) осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения;
б) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в целях обеспечения режима военного положения;
в) контролирует осуществление мер военного положения;
г) определяет в соответствии с настоящим Законом меры военного положения, осуществляемые органами исполнительной власти и органами военного управления, а также полномочия указанных органов по обеспечению этих мер;
д) издает нормативные правовые акты по вопросам военного положения;
е) устанавливает порядок привлечения сил и средств Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований к обеспечению режима военного положения и определяет их задачи в соответствии с настоящим Законом;
ж) приостанавливает в условиях действия военного положения деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно какую-либо иную деятельность, подрывающую оборону и безопасность Донецкой Народной Республики;
з) устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования, других массовых мероприятий, забастовок, а также иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций в условиях действия военного положения;
и) определяет порядок прохождения военной службы в период действия военного положения;
к) принимает необходимые меры по прекращению (приостановлению действий) международных договоров Донецкой Народной Республики с иностранными государствами (группой государств), совершившими агрессию против Донецкой Народной Республики;
л) прекращает в Донецкой Народной Республике в условиях действия военного положения деятельность иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что эта деятельность направлена на подрыв обороны и безопасности Донецкой Народной Республики;
м) устанавливает в условиях военного положения особый режим работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и окружающей природной среды;
н) вносит в Народный Совет Донецкой Народной Республики предложения об объемах и источниках финансирования потребностей государства, Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований, а также нужд населения на период действия военного положения;
о) утверждает положения о республиканских органах исполнительной власти на период действия военного положения.
- В период действия военного положения Глава Донецкой Народной Республики осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 35. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики по обеспечению режима военного положения
- Народный Совет Донецкой Народной Республики:
а) устанавливает законом расходы на обеспечение мер военного положения;
б) принимает законы по вопросам военного положения;
в) принимает законы по вопросам прекращения (приостановления действий) международных договоров Донецкой Народной Республики с иностранным государством (группой государств), совершившим агрессию против Донецкой Народной Республики.
- В период действия военного положения Народный Совет Донецкой Народной Республики осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики.
Статья 36. Полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения
- Республиканские органы исполнительной власти в пределах своей компетенции на основе указов Главы Донецкой Народной Республики для реализации мер военного положения, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, осуществляют следующие полномочия:
а) обеспечивают охрану общественного порядка и общественной безопасности военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций, связи, энергетики, а также представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
б) организуют эвакуацию населения, объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное переселение граждан и других лиц из районов, опасных для проживания, в другие районы с обязательным предоставлением им жилых помещений (помещений) для временного или постоянного проживания;
в) устанавливают и обеспечивают особый режим выезда на территорию Донецкой Народной Республики и выезда с ее территории, а также ограничение свободы передвижения по ней;
г) привлекают в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики, граждан и других лиц к выполнению работ оборонного характера, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения населения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями, эпизоотиями;
д) изымают в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики транспортные средства и другое необходимое для нужд обороны имущество у организаций и граждан с последующим возмещением причиненного ущерба в порядке, определяемом указом Главы Донецкой Народной Республики;
е) устанавливают запреты и ограничения на выбор места пребывания и места жительства в период действия военного положения;
ж) ограничивают движение транспортных средств и осуществляют их досмотр;
з) обеспечивают введение комендантского часа, при необходимости обеспечивают осуществление проверки документов у граждан и других лиц, проведение их личного досмотра, досмотра вещей и жилища, осуществление по установленным законодательствам Донецкой Народной Республики основаниям задержание граждан, других лиц и транспортных средств. При этом срок задержания граждан, других лиц не должен превышать 30 (тридцати) суток;
и) устанавливают запрет на продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, устанавливают особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции, обеспечивают временное изъятие у граждан и других лиц находящихся у них на законных основаниях оружия, боеприпасов и ядовитых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
к) устанавливают контроль за работой предприятий связи, транспорта, типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, используют их работу для нужд обороны; запрещают работу приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
л) обеспечивают осуществление военной цензуры на почтовые отправления, сообщения, передаваемые при помощи телекоммуникационных систем, а также контроль за телефонными переговорами, создают органы цензуры, непосредственно занимающиеся данными вопросами, и определяют их полномочия;
м) обеспечивают исполнение указов Главы Донецкой Народной Республики о приостановлении деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно какую-либо иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Донецкой Народной Республики;
н) обеспечивают интернирование (изоляцию) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства (государств), воюющего (воюющих) с Донецкой Народной Республикой;
о) вводят в подведомственных органах и организациях дополнительные меры, направленные на усиление режима секретности;
п) определяют порядок и места хранения изъятых оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых, а также радиоактивных веществ, боевой и учебной военной техники;
р) обеспечивают особый режим работы транспорта, связи и энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
с) обеспечивают исполнение указов Главы Донецкой Народной Республики о прекращении деятельности в Донецкой Народной Республике иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что они ведут деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Донецкой Народной Республики.
- Полномочия, установленные подпунктами м) и н) пункта 1 настоящей статьи осуществляются только в случае агрессии против Донецкой Народной Республики.
- Органы исполнительной власти, обеспечивающие режим военного положения, для осуществления своих полномочий могут создавать в установленном порядке свои территориальные органы, назначать соответствующих должностных лиц и утверждать положения об указанных органах и должностных лицах.
- Органы исполнительной власти вносят в установленном порядке предложения по вопросам обеспечения режима военного положения, входящим в их компетенцию.
- По вопросам своей деятельности органы исполнительной власти, их территориальные органы и должностные лица, обеспечивающие режим военного положения, издают в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, подведомственными организациями и их должностными лицами, а также гражданами и другими лицами.
- Органы местного самоуправления оказывают содействие органам исполнительной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
- В период действия военного положения органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют также другие полномочия, возложенные на них законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
Глава 4. Правовое положение граждан, других лиц, организаций в условиях действия особых правовых режимов. Ответственность за нарушения особых правовых режимов
Статья 37. Правовое положение граждан и других лиц в период действия особых правовых режимов
Граждане и другие лица в условиях действия особых правовых режимов обязаны:
а) выполнять требования настоящего Закона, законов Донецкой Народной Республики, иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам особых правовых режимов;
б) выполнять требования органов государственной власти и управления, органов самоуправления, органов военного управления, должностных лиц, обеспечивающих особые правовые режимы, и оказывать им помощь и содействие;
в) являться по вызову в органы государственной власти и управления, органы самоуправления, органы военного управления, обеспечивающие особые правовые режимы, а также в военный комиссариат (его отделы) по месту жительства;
(Пункт «в» статьи 37 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 20.11.2020 № 216-IIНС)
г) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях органов государственной власти и управления, органов самоуправления, органов военного управления, обеспечивающих особые правовые режимы, а также военных комиссариатов;
д) участвовать в работах оборонного характера, а также вступать в специальные формирования в порядке, установленном Главой Донецкой Народной Республики;
е) предоставлять в соответствии с настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики, указами Главы Донецкой Народной Республики в целях обеспечения безопасности человека, общества и государства, обороны страны имущество и ресурсы, находящиеся в их собственности, с последующим возмещением государством понесенного ими ущерба в порядке, определяемом указом Главы Донецкой Народной Республики.
Статья 38. Правовое положение организаций в период действия особых правовых режимов
В условиях особых правовых режимов организации и их должностные лица обязаны:
а) выполнять требования настоящего Закона, законов Донецкой Народной Республики, иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам особых правовых режимов;
б) выполнять требования органов государственной власти и управления, органов самоуправления, органов военного управления, военных комиссариатов, обеспечивающих особые правовые режимы, и оказывать им содействие;
в) осуществлять мероприятия по переводу организаций на работу в условиях особых правовых режимов;
г) предоставлять в соответствии с настоящим Законом, другими законами Донецкой Народной Республики, указами Главы Донецкой Народной Республики находящиеся у них имущество и ресурсы с последующим возмещением государством понесенных ими убытков в порядке определяемом, указом Главы Донецкой Народной Республики.
Статья 39. Гарантии прав физических и юридических лиц в условиях действия особых правовых режимов
- Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина, иных прав физических и юридических лиц, а также их законных интересов, не подлежащих ограничению в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и настоящим Законом, гарантируется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, законами Донецкой Народной Республики.
- Лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных статьей 10 настоящего Закона, или в связи с проведением мероприятий по их предотвращению, а также при ликвидации их последствий, уполномоченные на то органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики возмещают причиненный ущерб в полном объеме, при необходимости предоставляют временное или постоянное жилье, содействуют в трудоустройстве и оказывают иную необходимую помощь на условиях и в порядке, устанавливаемом указом Главы Донецкой Народной Республики.
- Юридическим и физическим лицам, имущество и ресурсы которых использовались в условиях чрезвычайного или военного положения, причиненный ущерб возмещается в полном объеме в порядке и размерах, устанавливаемых указом Главы Донецкой Народной Республики.
- Лицам, переведенным в условиях чрезвычайного или военного положения в соответствии с настоящим Законом на работу, не обусловленную трудовым договором, а также привлеченным для выполнения иных работ, гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 40. Ответственность за неисполнение законодательства Донецкой Народной Республики об особых правовых режимах
За неисполнение настоящего Закона, законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики по вопросам особых правовых режимов, а также за правонарушения, совершенные в условиях действия особых правовых режимов, виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 41. Порядок задержания граждан, нарушивших правила комендантского часа
- Граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные при введении чрезвычайного либо военного положения, задерживаются силами, привлеченными для обеспечения указанных режимов, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, – до выяснения их личности, но не более чем на 3 (трое) суток, по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 (десять) суток.
- Решение начальника органа внутренних дел или его заместителя о задержании может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или в суд.
Статья 42. Ответственность лиц, участвующих в обеспечении особого правового режима
Неправомерное применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники лицами, привлеченными для обеспечения особого правового режима, а также превышение этими лицами служебных полномочий, включая нарушение установленных настоящим Законом гарантий прав и свобод человека и гражданина, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 43. Уведомление сопредельных и других государств, информирование международных организаций о введении и прекращении действия особого правового режима
- В случае введения особого правового режима республиканский орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, после утверждения указа Главы Донецкой Народной Республики о введении особого правового режима Народным Советом Донецкой Народной Республики:
а) в течение суток уведомляет сопредельные государства, а также государства, с которыми Донецкая Народная Республика имеет особые отношения, об обстоятельствах, послуживших основанием для введения особого правового режима;
б) в трехдневный срок в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод информирует соответствующую миссию ОБСЕ, другие международные организации об ограничении прав и свобод граждан и других лиц, составляющих отступление от указанных международных актов, об объеме этих отступлений и причинах принятия такого решения.
- Республиканский орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, также информирует соответствующую миссию ОБСЕ о прекращении периода действия особого правового режима и возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Статья 45. О приведении нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом
Предложить Главе Донецкой Народной Республики привести свои, а также принятые ранее Правительством Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
(Статья 45 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 12.03.2020 № 108-IIНС)
Статья 46. Переходные положения
Действие военного положения, введенного на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу настоящего Закона, продолжается до его отмены в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
(Статья 46 введена Законом от 28.03.2020 № 111-IIНС)
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
3 апреля 2015 года
№ 23-IНС