Дата публикации | 16:00 15.04.2015 |
Донецкая Народная Республика
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ
Принят Постановлением Народного Совета 13 марта 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами
Настоящий Закон регулирует правовые отношения в сфере государственной статистики, определяет права и функции органов государственной статистики, организационные принципы осуществления государственной статистической деятельности с целью получения всесторонней и объективной статистической информации об экономических, социальных, демографических, экологических и других общественных процессах в Донецкой Народной Республике и обеспечение ею государства и общества.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Определение терминов
В настоящем Законе приведенные ниже термины используются в таком значении:
административные данные–информация, полученная на основании наблюдений, проведенных государственными органами (за исключением органов государственной статистики), органами местного самоуправления и иными юридическими лицами в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций;
государственная статистика– централизованная система сбора, обработки, анализа, распространения, хранения, защиты и использования статистической информации;
государственная статистическая деятельность– совокупность действий, связанных с проведением государственных статистических наблюдений и предоставлением информационных услуг, направленная на сбор, обработку, анализ, распространение, хранение, защиту и использование статистической информации, обеспечение ее достоверности, а также совершенствование статистической методологии;
запрашивающий– юридическое или физическое лицо, которое подает запрос на получение статистической информации в органы государственной статистики;
информационная система органов государственной статистики– совокупность технических, программных, коммуникационных и иных средств, которые обеспечивают процесс сбора, накопления, обработки, распространения, сохранения, защиты и использования статистической информации;
конфиденциальная статистическая информация – статистическая информация относительно отдельного респондента, которая относится к информации с ограниченным доступом и распространяется исключительно в соответствии с настоящим Законом;
(Абзац седьмой статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
пользователь–юридическое или физическое лицо, которое использует данные статистических наблюдений;
органы государственной статистики – органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики, осуществляющие функции по контролю и надзору, а также специальные функции в сфере государственной статистики (далее – органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции в сфере статистики) и их структурные подразделения в городах и районах республиканского значения;
(Абзац девятый статьи 1 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
респондент– лицо или совокупность лиц, которые подлежат статистическому наблюдению в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
статистическая информация– документированная информация, дающая количественную характеристику массовых явлений и процессов, которые происходят в экономической, социальной, культурной и иных сферах жизни общества;
статистическая методология– совокупность научно обоснованных способов, правил и методов статистического изучения массовых социально-экономических явлений и процессов, которые устанавливают порядок сбора, обработки и анализа статистической информации;
статистическое наблюдение– планомерный, научно организованный процесс сбора данных в отношении массовых явлений и процессов, которые происходят в экономической, социальной и иных сферах жизни Донецкой Народной Республики, путем их регистрации по специальной программе, разработанной на основе статистической методологии;
план государственных статистических наблюдений – официальный документ, содержащий перечень статистических наблюдений, которые проводятся органами государственной статистики, с определением порядка и сроков их проведения;
субъекты официального статистического учета– операторы информационной системы органов государственной статистики, которые осуществляют официальный статистический учет в Донецкой Народной Республике, а также от имени Донецкой Народной Республики осуществляют правомочия обладателей официальной статистической информации, формируемой этими субъектами;
система органов в сфере государственной статистики – юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих целостность в процессе реализации государственной политики и выполнения функций в сфере государственной статистики;
(Абзац шестнадцатый статьи 1 введен Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
статистический учет – деятельность, направленная на проведение в соответствии со статистической методологией статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования статистической информации;
(Абзац семнадцатый статьи 1 введен Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
статистический формуляр – бланк (форма отчетности, опросный лист, переписной лист, анкета), предназначенный для получения в установленном порядке первичных данных, содержащий вопросы программы статистического наблюдения, место для ответов на них и позволяющий осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки первичной статистической информации.
(Абзац восемнадцатый статьи 1 введен Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 2. Правовая основа государственной статистической деятельности
Правовой основой государственной статистической деятельности является Конституция Донецкой Народной Республики, настоящий Закон, иные законы Донецкой Народной Республики и нормативные правовые акты, которые регулируют отношения в сфере статистики, информации, информатизации, научно-технической деятельности, стандартизации, а также международные договоры Донецкой Народной Республики в сфере статистики, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Государственная политика в сфере статистики
Государственная политика в сфере статистики направлена на создание единой системы учета и статистики на всей территории Донецкой Народной Республики и ее согласование с международными стандартами и методологией.
Статья 4. Субъекты действия Закона
Субъектами, на которых распространяется сфера действия настоящего Закона, являются:
а) органы государственной статистики и сотрудники, которые от имени этих органов на постоянной или временной основе принимают участие в проведении статистических наблюдений;
б) респонденты (статистические единицы):
юридические лица-резиденты, их обособленные подразделения, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами, и юридические лица-нерезиденты, их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики;
физические лица-предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Донецкой Народной Республики;
физические лица, независимо от гражданства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, или объединения таких лиц;
(Пункт «б» статьи 4 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
в) пользователи данных статистических наблюдений.
Раздел II. Государственная статистическая деятельность
Статья 5. Основные положения осуществления государственной статистической деятельности
Государственная статистическая деятельность проводится органами государственной статистики в соответствии с настоящим Законом и в соответствии с задачами, отнесенными к их компетенции, на основе профессиональной независимости и самостоятельности.
Вмешательство любых государственных органов и органов местного самоуправления, иных юридических лиц, объединений граждан, должностных и иных лиц в государственную статистическую деятельность, в частности, по вопросам содержания статистической информации, выбора источников ее получения, статистической методологии, форм и сроков сбора и распространения данных статистических наблюдений и прочего, запрещается.
Статья 6. Принципы государственной статистической деятельности
Принципами государственной статистической деятельности являются:
1) полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Донецкой Народной Республики);
2) применение научно обоснованной статистической методологии, соответствующей международным стандартам, положениями настоящего Закона и иного законодательства Донецкой Народной Республики, открытость и доступность такой методологии;
3) рациональный выбор источников в целях формирования статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности и своевременности предоставления, а также в целях снижения нагрузки на респондентов;
4) обеспечение возможности формирования статистической информации по Донецкой Народной Республике как в целом, так и по ее административно-территориальным единицам;
5) обеспечение конфиденциальности первичных и статистических данных при осуществлении статистического учета и их использование в целях формирования статистической информации;
(Пункт 5 статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
6) согласованность действий субъектов официального статистического учета;
7) применение единых стандартов при использовании информационных технологий и классификаторов технико-экономической и социальной информации для создания и эксплуатации системы государственной статистики в целях ее совместимости с другими государственными информационными системами;
8) обеспечение сохранности и безопасности статистической информации, первичных, статистических и административных данных.
(Пункт 8 статьи 6 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 7. Статистическая информация
Статистическая информация, полученная на основании проведенных органами государственной статистики статистических наблюдений, существует в виде первичных данных о респонденте, статистических данных, прошедших одну или несколько стадий обработки и накопленные на бумажных и иных носителях или в электронном виде, а также аналитических материалов, подготовленных на основании этих данных.
(Абзац первый статьи 7 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Первичные данные– информация о количественной и качественной характеристике явлений и процессов, предоставленная респондентами при статистических наблюдениях.
Статистические данные– информация, полученная на основании проведенных статистических наблюдений, проработанная и представленная в формализованном виде в соответствии с общепринятыми принципами и методологией. Статистические данные, которые являются результатом сведения и группировки первичных данных, при условии обеспечения их обезличенности, представляют собой сводную обезличенную статистическую информацию (данные).
Статистической информацией являются также данные банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и прочее, которые составляются на основании административных данных, полученных республиканским органом исполнительной власти, который осуществляет государственную политику в сфере банковской деятельности и специально уполномоченными государственными органами (кроме органов государственной статистики) в соответствии с их компетенцией. Соответствующие полномочия указанных органов, а также принципы организации сбора, обработки, анализа, распространения, хранения, защиты и использования такой статистической информации определяются отдельными законами.
Статья 8. Источники статистической информации
С целью составления статистической информации органы государственной статистики могут использовать такие источники информации:
– первичные и статистические данные респондентов, подлежащих статистическим наблюдениям;
– административные данные государственных органов (за исключением органов государственной статистики), органов местного самоуправления, иных юридических лиц;
– данные банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и прочее;
– статистическую информацию международных организаций и статистических служб других стран;
– оценки и расчеты, осуществляемые на основе указанных выше данных и прочие.
Решение о выборе источника статистической информации принимается органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере статистики, самостоятельно, с учетом качества и своевременности предоставления информации, расходов, а также обязанностей, которые возникают в связи с этим у респондентов.
(Абзац седьмой статьи 8 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 9. Статистическая методология
Статистическая методология базируется на результатах научных исследований, международных рекомендациях и опыте статистической практики с учетом национально-исторических особенностей страны.
Основные положения статистической методологии подлежат опубликованию.
Статистическая методология является основой для проведения статистических наблюдений, в том числе создания и ведения реестра статистических единиц и составления отчетно-статистической документации, и утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития.
(Абзац третий статьи 9 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
(Абзац четвертый статьи 9 признан утратившим силу в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Отчетно-статистическая документация включает в себя программы статистических наблюдений, формы отчетности и инструкции (разъяснения) по их заполнению, а также анкеты, опросные письма, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений, которые утверждаются органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере статистики, государственные классификаторы технико-экономической и социальной информации и прочее. Отчетно-статистическая документация может предоставляться на бумажных или иных носителях информации или передаваться с помощью средств телекоммуникаций.
(Абзац пятый статьи 9 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 10. Статистические наблюдения
Статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики путем сбора статистической отчетности, осуществления одноразовых учетов, переписей (опросов), выборочных и иных обследований.
По видам статистические наблюдения делятся на сплошные и на выборочные.
Сплошное статистическое наблюдение– это наблюдение по всем без исключения единицам совокупности, которая изучается.
Выборочное статистическое наблюдение– это наблюдение за отдельными единицами совокупности, которая изучается.
Статистические наблюдения делятся также на государственные и иные статистические наблюдения.
Государственные статистические наблюдения проводятся органами государственной статистики в соответствии с нормами настоящего Закона, а также планом государственных статистических наблюдений, который утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития, и (или) постановлениями, распоряжениями Совета Министров Донецкой Народной Республики. Государственные статистические наблюдения, которые проводятся органами государственной статистики с привлечением временных работников, осуществляются по решению Совета Министров Донецкой Народной Республики.
(Абзац шестой статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Иные статистические наблюдения проводятся в соответствии с Положением о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе, которое утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Реестр статистических единиц
Субъектами официального статистического учета обеспечивается создание и ведение реестра статистических единиц. Данный реестр представляет собой автоматизированную систему сбора, накопления и обработки данных обо всех юридических лицах-резидентах, их обособленных подразделениях, находящихся на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами, юридических лицах-нерезидентах, их обособленных подразделениях, осуществляющих деятельность на территории Донецкой Народной Республики, и физических лицах-предпринимателях. Реестр статистических единиц является основой для формирования совокупностей респондентов по определенным критериям с целью проведения статистических наблюдений.
Порядок ведения Реестра статистических единиц утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, которые создают и ведут реестры и информационные базы данных о юридических лицах, обособленных подразделениях юридических лиц и физических лицах-предпринимателях, в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики бесплатно предоставляют органам государственной статистики информацию, необходимую для формирования и актуализации данных.
(Статья 11 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Раздел III. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
Статья 12. Система органов в сфере государственной статистики
Систему органов в сфере государственной статистики Донецкой Народной Республики составляют:
республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития;
органы государственной статистики.
(Статья 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 121. Полномочия органов исполнительной власти относительно принятия нормативных правовых актов в сфере государственной статистики
Совет Министров Донецкой Народной Республики:
1) утверждает Положение о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе;
2) устанавливает размер денежной компенсации респондентам, участвующим в государственных выборочных обследованиях;
3) принимает иные нормативные правовые акты в сфере государственной статистики, предусмотренные законами или нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития:
1) утверждает статистическую методологию;
2) утверждает план государственных статистических наблюдений;
3) утверждает порядок ведения Реестра статистических единиц;
4) определяет правила хранения, обработки, распространения, защиты и использования статистической информации, полученной в процессе государственных статистических наблюдений, а также первичных данных, полученных в процессе проведения других статистических наблюдений;
5) принимает иные нормативные правовые акты в сфере государственной статистики, предусмотренные законами, нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики, Главы Донецкой Народной Республики.
Орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере статистики:
1) утверждает программы статистических наблюдений, формы отчетности и инструкции (разъяснения) по их заполнению, а также анкеты, опросные письма, другие статистические формуляры, необходимые для проведения статистических наблюдений;
2) определяет порядок и сроки получения органами государственной статистики первичных и статистических данных, данных бухгалтерского учета, другой необходимой для проведения статистических наблюдений информации;
3) принимает иные нормативные правовые акты в сфере государственной статистики, предусмотренные законами, нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики, Главы Донецкой Народной Республики, республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере экономического развития.
(Статья 121 введена Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 13. Основные задачи органов государственной статистики
Основными задачами органов государственной статистики являются:
– участие в формировании государственной политики в сфере статистики и обеспечения ее реализации;
– сбор, обработка, анализ, распространение, хранение, защита и использование статистической информации о массовых экономических, социальных, демографических, экологических и иных явлениях и процессах, которые происходят в Донецкой Народной Республике;
– обеспечение надежности и объективности статистической информации;
– разработка, совершенствование и внедрение статистической методологии;
– обеспечение разработки, совершенствования и внедрения системы государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации, используемых для проведения статистических наблюдений;
– создание и ведение реестра статистических единиц;
(Абзац седьмой статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
– внедрение новейших информационных технологий по обработке статистической информации;
– взаимодействие информационной системы органов государственной статистики с информационными системами государственных органов, органов местного самоуправления, иных юридических лиц, международных организаций и статистических служб иных стран путем взаимного обмена информацией, проведения методологических, программно-технологических и иных работ, направленных на эффективное использование информационных ресурсов;
– координация действий государственных органов, органов местного самоуправленияи иных юридических лиц в вопросах организации деятельности, связанной со сбором и использованием административных данных;
– обеспечение доступности, гласности и открытости статистической информации, ее источников и методологии составления;
– сохранение и защита статистической информации.
Статья 14. Основные права органов государственной статистики
Органы государственной статистики имеют право:
– принимать в пределах своей компетенции решения по вопросам статистики, учета и отчетности. Решения органов государственной статистики по данным вопросам являются обязательными для выполнения всеми субъектами, на которых распространяется действие настоящего Закона. В случае возникновения вопросов по статистической методологии в отдельных отраслях экономики привлекать к их решению государственные органы;
– получать бесплатно (за исключением проведения отдельных выборочных обследований физических лиц или совокупностей таких лиц, за участие в которых респонденты получают денежную компенсацию за затраченное время), в порядке и сроки, определенные органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере статистики, от всех респондентов, включая республиканские и иные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, банки, физических лиц-предпринимателей и физических лиц, подлежащих статистическим наблюдением, и использовать первичные и статистические данные, данные бухгалтерского учета, другую необходимую для проведения статистических наблюдений информацию, в том числе информацию с ограниченным доступом, а также пояснения, которые прилагаются к ним. Применять во время проведения государственных статистических наблюдений относительно физических лиц, которые подлежат этим наблюдениям, метод непосредственного посещения работниками органов государственной статистики и временными работниками, которые привлекаются к проведению статистических наблюдений, их жилых и хозяйственных помещений и зданий, земельных участков и прочего;
(Абзац третий статьи 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
– изучать состояние первичного учета и статистической отчетности, проверять достоверность первичных и статистических данных, представленных респондентами, путем проведения проверок в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития;
– требовать от респондентов внесения исправлений в статистическую отчетность, иные статистические формуляры в случае выявления приписок и иных искажений первичных и статистических данных. В случае невыполнения этого требования в установленные сроки органы государственной статистики могут самостоятельно вносить указанные исправления с последующим уведомлением об этом респондентов;
– подавать правоохранительным органам предложения по привлечению виновных в нарушении требований настоящего Закона должностных лиц и физических лиц-предпринимателей к ответственности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики;
– рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать в соответствии с законами штрафы;
– привлекать к разработке государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации соответствующие органы исполнительной власти и научные учреждения;
(Абзац восьмой статьи 14 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
– осуществлять сотрудничество с международными статистическими организациями и статистическими службами иных стран;
– проводить статистические наблюдения и оказывать услуги на платной основе в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;
– предоставлять запрашивающим статистическую информацию, в соответствии с Положением о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе;
– комментировать неверное использование или толкование статистической информации.
Статья 15. Основные обязанности органов государственной статистики
Органы государственной статистики обязаны:
– организовывать и проводить статистические наблюдения по социально-экономическим, демографическими иным общественнымпроцессам, экологической ситуации в Донецкой Народной Республике;
– проводить государственные статистические наблюдения, касающиеся социально-демографического и экономического положения населения, его предпринимательской деятельности и прочего;
– анализировать социально-экономические, демографические и экологические явления и процессы, которые происходят в Донецкой Народной Республике;
– предоставлять государственным органам и органам местного самоуправления статистическую информацию в объемах, по формам и в сроки, определенные планом государственных статистических наблюдений или отдельными решениями Совета Министров Донецкой Народной Республики;
– обеспечивать гласность статистической информации, путем ее опубликования в статистических изданиях, средствах массовой информации и размещения в информационно-телекоммуникационных сетях;
– обеспечивать равный доступ к статистической информации юридических и физических лиц;
– использовать в практике органов государственной статистики международные статистические стандарты и рекомендации;
– обеспечивать респондентов отчетно-статистической документацией (за исключением государственных классификаторов технико-экономической и социальной информации) в соответствии с планом государственных статистических наблюдений;
– обеспечивать ведение реестра статистических единиц, идентификацию и классификацию включенных в этот реестр субъектов;
(Абзац десятый статьи 15 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
– обеспечивать развитие и совершенствование технологии обработки статистической информации;
– обеспечивать сохранение, накопление, актуализацию и защиту статистической информации, соблюдение ее конфиденциальности;
– осуществлять международные и иные статистические сопоставления;
– предоставлять статистические данные международным организациям, а также осуществлять обмен статистической информацией со статистическими службами иных стран в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики.
Статья 16. Планирование деятельности органов государственной статистики
С целью определения перспективных задач и стратегических направлений развития государственной статистики, обеспечения постоянного повышения качества статистической информации республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере экономического развития, совместно с другими государственными органами и заинтересованными предприятиями, учреждениями и организациями по результатам изучения спроса пользователей статистической информации и международного опыта разрабатывают республиканскую программуразвития государственной статистики.
(Статья 16 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 17. Финансирование деятельности органов государственной статистики
Государственные статистические наблюдения проводятся за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, другие – за счет средств заказчиков этих наблюдений.
(Абзац первый статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Финансирование органов государственной статистики осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
(Абзац второй статьи 17 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 18. Отношения между субъектами настоящего Закона
Отношения органов государственной статистики с респондентами и пользователями статистической информации, в том числе с государственными органами, органами местного самоуправления, иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность, связанную со сбором и использованием административных данных, базируются на принципах обеспечения надежности, объективности и конфиденциальности статистической информации, оптимизации затрат на ее составление и открытости статистической методологии, предусматривающие:
– мониторинг и оптимизацию отчетной нагрузки на респондентов;
– осуществление органами государственной статистики мероприятий, направленных на повышение доверия респондентов, с целью обеспечения сбора надежной и объективной статистической информации;
– поощрение респондентов за участие в определенных Советом Министров Донецкой Народной Республики государственных выборочных обследованиях физических лиц или совокупностей таких лиц, а также в выборочных обследованиях физических лиц или совокупностей таких лиц, проводимых органами государственной статистики за счет средств заказчиков, путем выплаты им денежной компенсации за затраты времени, связанные с ведением записей и предоставлением сведений в соответствии с программами этих обследований. Размер денежной компенсации респондентам, участвующим в государственных выборочных обследованиях, устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики, а ее выплата осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики. Размер денежной компенсации респондентам, участвующим в выборочных обследованиях, проводимых органами государственной статистики за счет средств заказчиков, определяется в договорах на их проведение;
– мониторинг и удовлетворение потребностей пользователей в статистической информации;
– обеспечение равного доступа пользователей к статистической информации и публикации основных положений статистической методологии;
– создание условий для заинтересованности пользователей в получении надежной и объективной статистической информации;
– согласование органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере статистики, методологии и отчетной документации, связанной со сбором и использованием административных данных, а также методологии составления данных банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и прочего;
(Абзац восьмой статьи 18 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
– бесплатное предоставление по требованию органов государственной статистики административных данных, полученных органами, которые осуществляют деятельность, связанную с их сбором и использованием, а также данных банковской, финансовой и таможенной статистики, статистики платежного баланса и прочего.
Раздел IV. Основные права, обязанности и ответственность работников органов государственной статистики и временных работников, привлекаемых к проведению статистических наблюдений, респондентов и пользователей статистических наблюдений
Статья 19. Права и обязанности работников органов государственной статистики и временных работников, привлекаемых к проведению статистических наблюдений
Работники органов государственной статистики, которые на постоянной или временной основе участвуют в проведении статистических наблюдений, действуют на основании требований настоящего Закона.
Права и обязанности постоянных работников органов государственной статистики и временных работников, привлекаемых органами государственной статистики к проведению статистических наблюдений, устанавливаются настоящим Законом и иными законами Донецкой Народной Республики.
Все работники органов государственной статистики обязаны соблюдать требования защиты конфиденциальной статистической информации и за нарушение этого требования несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
(Абзац третий статьи 19 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 20. Основные права и обязанности респондентов
Респонденты имеют право знать, какие первичные данные о них собираются в процессе статистических наблюдений, с какой целью, как, кем и с какой целью будут использоваться.
Респонденты обязаны бесплатно (за исключением проведения отдельных выборочных обследований физических лиц или совокупностей таких лиц, за участие в которых респонденты получают денежную компенсацию за затраты времени) в полном объеме по форме, предусмотренной отчетно-статистической документацией, в определенные сроки подавать органам государственной статистики достоверную информацию, в том числе с ограниченным доступом, и данные бухгалтерского учета.
Состав, объемы и методология расчетов показателей, адреса и сроки предоставления статистической информации, указанные в отчетно-статистической документации, являются обязательными для всех респондентов и не могут быть изменены без соответствующего разрешения органов государственной статистики.
Статья 21. Основные права и обязанности пользователей данных статистических наблюдений
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные юридические, а также физические лица имеют право на сводную обезличенную статистическую информацию. Это право гарантирует свободный доступ пользователей к такой статистической информации, возможность ее использования, распространения и хранения с целью реализации ими своих задач и функций, обеспечения прав, свобод и законных интересов.
Физическим лицам обеспечивается свободный и бесплатный доступ к статистической информации, касающейся их лично.
При использовании данных статистических наблюдений в средствах массовой информации, для распространения в информационных сетях, на бумажныхи иных носителях, в научных трудах и прочее, пользователи обязаны ссылаться на их источник.
(Абзац третий статьи 21 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства о государственной статистике
За нарушение законодательства о государственной статистике виновные лица несут ответственность в соответствии с настоящим Законом и иным законодательством Донецкой Народной Республики.
Раздел V. Обеспечение конфиденциальности статистической информации
Статья 23. Гарантии органов государственной статистики по обеспечению конфиденциальности статистической информации
Первичные данные, полученные органами государственной статистики от респондентов во время проведения статистических наблюдений, а также административные данные респондентов, полученные органами государственной статистики от органов, занимающихся деятельностью, связанной со сбором и использованием административных данных, является конфиденциальной статистической информацией, которая охраняется Законом и используется исключительно для статистических целей в сводном обезличенном виде.
(Абзац первый статьи 23 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Распространение статистической информации, на основании которой можно определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента, запрещается.
Статистическая информация, полученная органами государственной статистики в процессе статистических наблюдений, не может быть истребована государственными органами, органами местного самоуправления, иными юридическими лицами, объединениями граждан, должностными и иными лицами в целях использования для принятия решений в отношении конкретного респондента.
Указанные положения не распространяются на информацию, указанную в статье 24 настоящего Закона.
(Часть 4 статьи 23 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 15.04.2016 № 123-IНС)
Статья 24. Статистическая информация, на которую не распространяется запрет относительно ее распространения органами государственной статистики
Статистическая информация, которая позволяет прямо или косвенно установить конкретного респондента или определить первичные данные относительно него, может быть распространена с согласия этого респондента и в соответствии с согласованными с ним условиями, или если она получена из общедоступных источников.
Запрет относительно распространения статистической информации не распространяется на:
– обезличенную статистическую информацию в необобщенном виде, которая не позволяет определить конфиденциальную статистическую информацию относительно конкретного респондента;
– информацию относительно названий, адресов, номеров телефонов, видов деятельности, общих сумм задолженности по выплате (начислению) заработной платы предприятий, учреждений и организаций, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики;
– первичные данные, полученные органами государственной статистики от респондентов во время проведения государственных статистических наблюдений по состоянию окружающей среды, в частности земли, воды, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, факторов, которые влияют или могут повлиять на состояние окружающей среды и здоровья людей, за исключением ограничений, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
Раздел VI. Право на статистическую информацию и доступ к ней
Статья 25. Право на статистическую информацию
Правила хранения, обработки, распространения, защиты и использования статистической информации, полученной в процессе государственных статистических наблюдений, а также первичных данных, полученных в процессе проведения иных статистических наблюдений, определяются в соответствии с настоящим Законом республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере экономического развития.
(Абзац первый статьи 25 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Права на сводную обезличенную статистическую информацию, полученную органами государственной статистики в процессе статистических наблюдений, проведенных за счет средств заказчика, определяются договорами на создание этой информации. Положения таких договоров не могут противоречить требованиям настоящего и иных законов, в частности относительно свободного доступа к статистической информации.
Обладателем статистической информации, полученной в процессе государственных статистических наблюдений, а также первичных данных, полученных в процессе проведения других статистических наблюдений, является Донецкая Народная Республика. Правомочия обладателя такой информации осуществляет орган исполнительной власти, осуществляющий специальные функции в сфере статистики в пределах полномочий, установленных настоящим законом.
(Абзац третий статьи 25 введен Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Статья 26. Порядок и условия доступа к статистической информации
Доступ к статистической информации обеспечивается путем:
– систематической публикации ее в печатных изданиях;
– распространения ее средствами массовой информации;
– непосредственного ее предоставления государственным органам и органам местного самоуправления, а также предоставления ее в ответ на запрос на информацию в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, иным юридическим и физическим лицам.
Бесплатное предоставление государственным органам и органам местного самоуправления статистической информации, осуществляется органами государственной статистики на основании настоящего Закона или отдельных решений Совета Министров в пределах средств, выделенных на эти цели из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики. Указанная информация предоставляется с соблюдением требований конфиденциальности, определенных настоящим Законом.
(Абзац пятый статьи 26 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Порядок и условия предоставления физическим и юридическим лицам статистической информации по запросам определяются законодательством об информации Донецкой Народной Республики.
В случае если подготовка и предоставление статистической информации осуществляются на договорной основе, порядок и условия предоставления информации заказчику определяются соответствующими договорами. Заказчики возмещают расходы, связанные с выполнением договоров по подготовке и предоставлению статистической информации. Выполнение и оплата таких работ осуществляются в соответствии с Положением о проведении статистических наблюдений и предоставлении органами государственной статистики услуг на платной основе.
Не может быть отказано в предоставлении по запросу обезличенной статистической информации, полученной в процессе статистических наблюдений, проведенных за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики или заказчика на основании договора. Такая информация не может быть отнесена к конфиденциальной статистической информации и предоставляется бесплатно, кроме случаев возмещения фактических расходов на копирование и печать в порядке, определенном Советом Министров Донецкой Народной Республики.
(Абзац восьмой статьи 26 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Раздел VII. Международное сотрудничество
Статья 27. Международное сотрудничество в сфере статистики
Международное сотрудничество в сфере статистики направлено на создание и функционирование государственной статистики, которая отвечает потребностям государства и общества, на повышение эффективности государственной статистической деятельности, налаживание сотрудничества с международными статистическими организациями и статистическими службами других стран по вопросам статистической методологии и практики, а также с целью обмена опытом работы и информацией.
Государство развивает и поддерживает все формы международного сотрудничества в сфере статистики, соответствующие государственным интересам Донецкой Народной Республики.
Статья 28. Международные договоры
Если действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров.
Раздел VIII. Заключительные положения
Статья 29. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Статья 29 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 15.04.2016 № 123-IНС)
Статья 30. Переходные положения
Совету Министров Донецкой Народной Республики обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.
Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере экономического развития, и органу исполнительной власти, осуществляющему специальные функции в сфере статистики, обеспечить разработку нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Законом, и подать их на утверждение.
Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере экономического развития, обеспечить приведение наименования Главного управления статистики Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом и Законом Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2015 года № 35-IНС «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики».
До приведения законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом они применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
До отмены военного положения для принятия решений в интересах экономической и продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики, действие статей 23, 24 настоящего Закона в части ограничений на получение информации не распространяется на Главу Донецкой Народной Республики, Генерального прокурора Донецкой Народной Республики, Председателя Верховного Суда Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики,а также республиканские органы исполнительной власти и иные органы исполнительной власти, непосредственно подчиненные Главе Донецкой Народной Республики или Совету Министров Донецкой Народной Республики, перечень которых утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики. Порядок предоставления такой информации определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Полученная в соответствии с указанным порядком информация не подлежит передаче иным лицам, не может использоваться для принятия решения в отношении конкретного респондента и подлежит использованию органом исполнительной власти исключительно для выполнения его функций в целях анализа и принятия решений в интересах экономической и продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики.
Республиканскому органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере экономического развития, обеспечить разработку и направление на утверждение в Совет Министров Донецкой Народной Республики, а органам исполнительной власти Донецкой Народной Республики, в случае необходимости, обеспечить согласование в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона перечня и порядка, предусмотренных абзацем пятым настоящей статьи.
(Переходные положения изложены в новой редакции в соответствии с Законом от 13.10.2017 № 213-IНС)
Глава
Донецкой Народной Республики А.В.Захарченко
г. Донецк
30 марта 2015 года
№ 20-IНС