Дата публикации | 16:00 20.03.2015 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Принят Постановлением Народного Совета 27 февраля 2015 года
(С изменениями, внесенными Законом от 25.12.2015 № 99-ІНС)
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и предмет Закона
- Целями настоящего Закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской и финансовой отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
- Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется экономическим субъектом. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств экономического субъекта.
- Экономические субъекты, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.
Статья 2. Определение терминов
Для целей настоящего Закона термины употребляются в следующем значении:
активы – ресурсы, контролируемые экономическим субъектом в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;
бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности экономического субъекта внешним и внутренним пользователям для принятия решений;
внутрихозяйственный (управленческий) учет – система обработки и подготовки информации о деятельности экономического субъекта для внутренних пользователей в процессе управления экономическим субъектом;
хозяйственная операция – действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале экономического субъекта;
обязательство – задолженность экономического субъекта, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов экономического субъекта, воплощающих в себе экономические выгоды;
экономическая выгода – потенциальная возможность получения экономическим субъектом денежных средств от использования активов;
консолидированная финансовая отчетность – финансовая отчетность, отражающая финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица (его дочерних предприятий, филиалов, обособленных структурных подразделений) как единой экономической единицы;
республиканский стандарт бухгалтерского учета(далее – республиканский стандарт) – нормативный правовой акт, утвержденный республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам;
учетная политика – совокупность принципов, методов и процедур, используемых экономическим субъектом для составления и предоставления финансовой и налоговой отчетности;
первичный документ – документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;
бухгалтерская отчетность– система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность экономического субъекта за отчетный период, составляется по данным бухгалтерского учета;
финансовая отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период;
пользователи финансовой отчетности (далее – пользователи) – физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности экономического субъекта для принятия решений;
международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты)– принятые республиканским органом исполнительной власти по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности;
отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская и (или) финансовая отчетность;
руководитель экономического субъекта– это лицо, осуществляющее руководство деятельностью экономического субъекта, имеющее полномочия от имени экономического субъекта подписывать документы, представлять интересы экономического субъекта при взаимодействии со сторонними учреждениями, организациями, экономическими субъектами и несущее за свои действия уголовную, административную и другую ответственность, предусмотренную действующим законодательством Донецкой Народной Республики;
хозяйственная деятельность – какая-либо деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей связанная с производством продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ;
экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей;
должностное лицо – сотрудник экономического субъекта, имеющий право осуществлять в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия, имеющие юридически значимые последствия.
Статья 3. Сфера действия Закона
- Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):
— коммерческие и некоммерческие организации;
— государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов;
— Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;
— физических лиц-предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, самостоятельно осуществляющих хозяйственную деятельность;
— находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.
- Субъекты хозяйствования, которым в соответствии с законодательством разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.
(В часть 2 статьи 3 внесены изменения в соответствии с Законом от 25.12.2015 № 99-ІНС)
Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих основных принципах:
осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов экономического субъекта;
полное освещение – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций;
автономность – каждый экономический субъект рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его руководителя, в связи, с чем личное имущество и обязательства руководителя не должны отражаться в финансовой отчетности экономического субъекта;
последовательность – постоянное (из года в год) применение экономическим субъектом избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных республиканскими стандартами бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;
непрерывность – оценка активов и обязательств экономического субъекта осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;
начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;
превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;
историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов экономического субъекта, исходя из расходов на их производство и приобретение;
единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций экономического субъекта в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;
периодичность – возможность распределения деятельности экономического субъекта на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.
Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности
Экономические субъекты ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единицей Донецкой Народной Республики.
Если иное не установлено законодательством, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Донецкой Народной Республике
- Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Донецкой Народной Республике осуществляется в целях:
— создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, обязательных для всех экономических субъектов, гарантирующих и защищающих интересы пользователей;
— совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
- Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики и утверждает республиканские стандарты бухгалтерского учета, другие нормативные правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
- Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами финансовой отчетности.
- Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе республиканских стандартов бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Статья 7. Организация бухгалтерского учета экономическим субъектом
- Бухгалтерский учет экономическим субъектом ведется непрерывно со дня регистрации экономического субъекта до его ликвидации или реорганизации.
- Вопросы организации бухгалтерского учета экономического субъекта относятся к компетенции его руководителями уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством, учредительными документами и другими документами, предусмотренными для экономического субъекта.
- Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет руководитель и главный бухгалтер или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство экономическим субъектом в соответствии с законодательством и учредительными документами.
- Для обеспечения ведения бухгалтерского учета экономический субъект самостоятельно избирает формы его организации:
— введение в штат экономического субъекта должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;
— ведение на договорных началах бухгалтерского учета, оказывающим такие услуги;
— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно руководителем экономического субъекта. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться экономическими субъектами, отчетность которых должна обнародоваться согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики в бюджетных учреждениях.
Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочий руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются на основании внутренних Положений соответствующих Министерств.
- Экономический субъект самостоятельно:
— определяет собственную учетную политику;
— избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;
— разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подпись бухгалтерских документов;
— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;
— может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность экономического субъекта;
— определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов определена законодательством).
- Руководитель экономического субъекта обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное исполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и передачи для учета первичных документов.
- Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета экономического субъекта:
— обеспечивает соблюдение экономическим субъектом установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;
— организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
— принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов экономического субъекта;
— обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях экономического субъекта;
— организует контроль за своевременным заключением договоров о полной индивидуальной (коллективной) материальной ответственности с соответствующими категориями сотрудников экономического субъекта.
- Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией экономического субъекта, включая оценку имущества и обязательств экономического субъекта, и составление ликвидационного баланса, и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, создаваемую в соответствии с законодательством.
- В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:
— данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;
— объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
- Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь настоящим Законом, республиканскими стандартами.
- Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
- Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
— изменении требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, республиканскими стандартами;
— разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
— существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета
- Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
- Первичные учетные документы могут быть составлены на бумажных электронных носителях (в электронном виде) и должны иметь следующие обязательные реквизиты:
— название документа (формы);
— дату и место составления;
— название экономического субъекта, от имени которого составлен документ;
— содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;
— должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные данные и подпись,а также другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции;
— оттиск печати (штампа) в случаях, когда использование такой печати (штампа) является обязательным в соответствии с законодательством.
- Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте. Данные аналитических счетов должны быть тождественными соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.
- Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении.
- Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
- В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
- Экономический субъект принимает все необходимые меры для предупреждения исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащую сохранность в течение срока, определенного настоящим Законом.
- Ответственность за несвоевременное составление первичных документов бухгалтерского учета и (или) недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и (или) подписавшие эти документы.
- Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета экономического субъекта предоставляются только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законодательством. Обязательным является составление реестра документов, которые предоставляются в порядке, установленном законодательством.
Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.
Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств
- Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономические субъекты обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
- Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются руководителем экономического субъекта, один раз в год, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Особенности бухгалтерской и (или)финансовой отчетности при реорганизации юридического лица
- Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.
- При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.
- Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую и (или)финансовую отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
- Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность должна включать данные о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения акта приема-передачи (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
- Первым отчетным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено республиканскими стандартами.
- Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций государственного сектора, должно составить первую бухгалтерскую и финансовую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено республиканскими стандартами.
- Первая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность составляется на основе утвержденного акта приема-передачи разделительного баланса) и данных о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения акта приема-передачи (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
Статья 12. Особенности бухгалтерской и (или) финансовой отчетности при ликвидации юридического лица
- Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
- Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.
- Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о ликвидации юридического лица.
- Последняя бухгалтерская и (или)финансовая отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о ликвидации юридического лица.
РАЗДЕЛ IV. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
Статья 13. Общие требования к финансовой отчетности
- На основе данных бухгалтерского учета экономические субъекты обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер экономического субъекта.
- Финансовая отчетность экономического субъекта (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) обязательно включает:
— баланс;
— отчет о финансовых результатах.
А также может включать:
— отчет о движении денежных средств;
— отчет о собственном капитале;
— примечания к отчетности.
- Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности республиканскими стандартами устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
- Формы финансовой отчетности экономических субъектов (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики.
- Формы финансовой отчетности банков устанавливаются Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики.
- Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений и финансовой отчетности о выполнении бюджетов устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.
- Экономический субъект, отвечающий критериям субъектов малого предпринимательства, обязан составлять и подавать финансовую отчетность один раз в календарный год,следующий за отчетным, по состоянию на первое января,но не позднее срока, определенного органами государственной статистики и Министерством доходов и сборов.
Статья 14. Консолидированная и сводная финансовая отчетность
- Экономические субъекты (дочерние предприятия, филиалы, обособленные структурные подразделения) кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
- Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся экономические субъекты, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на муниципальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и предоставляют сводную финансовую отчетность по всем экономическим субъектам, относящимся к сфере их управления.
Указанные также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и муниципальной собственности.
Статья 15. Применение международных стандартов
- Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, если они не противоречат настоящему Закону и официально обнародованы на веб-сайте республиканского органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.
- Публичные акционерные общества, банки, страховые компании, а также экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.
- Экономический субъект, кроме указанных в части второй настоящей статьи, самостоятельно определяет целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.
- Экономический субъект информирует в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики, о составлении им финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.
- Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленные по международным стандартам, подаются в соответствующие органы в порядке, определенном настоящим Законом.
Статья 16. Отчетный период
- Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Годовой баланс экономического субъекта составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (календарного года).
- Первый отчетный период вновь созданного экономического субъекта может быть менее чем 12 месяцев, но не более чем 15 месяцев.
- Отчетным периодом ликвидируемого экономического субъекта является период с начала года до даты его ликвидации.
Статья 17. Представление и обнародование финансовой отчетности
- Экономический субъект(кроме субъектов малого предпринимательства, указанного в части 7 статьи 13 настоящего Закона) обязан подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых он относится. Органам исполнительной власти финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок подачи финансовой отчетности устанавливается соответствующим органом Донецкой Народной Республики.
- Финансовая отчетность экономического субъекта является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Публичные акционерные общества, банки, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее, чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем опубликования в периодических или непериодических изданиях.
Статья 18. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности осуществляется Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и Министерством финансов Донецкой Народной Республики в пределах их полномочий.
РАЗДЕЛ V. ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Статья 19. Хранение документов бухгалтерского учета
- Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и (или) финансовая отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее трех лет после окончания календарного года.
В случае возникновения спора между экономическими субъектами или между экономическими субъектами и государственными органами власти, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и (или)финансовая отчетность, подлежит хранению экономическими субъектами до окончания рассмотрения спора.
- Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после окончания календарного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской и (или)финансовой отчетности в последний раз.
- Экономический субъект обязан обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
- При смене руководителя экономического субъекта должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета экономического субъекта. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется экономическим субъектом самостоятельно.
РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
- Предоставление отчетности в органы государственной статистики будет осуществляться после принятия Закона «О государственной статистике».
- Ведение учета по международным стандартам экономический субъект определяет самостоятельно.
- До вступления в законную силу законодательства о валютном регулировании в Донецкой Народной Республике, денежная единица, в которой составляется финансовая отчетность, определяется решением Совета Министров Донецкой Народной Республики.
- Ведение бухгалтерского учета в филиалах экономического субъекта и обобщение сводной информации в финансовой отчетности головного экономического субъекта ведется согласно действующему законодательству.
- Предоставление и обнародование финансовой отчетности акционерными обществами будет осуществляться после принятия соответствующего законодательства.
Глава
Донецкой Народной Республики А. В. Захарченко
г. Донецк
16 марта 2015 года
№ 14-ІНС