Дата публикации 16:01 20.03.2015

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

 

 

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

 

 

Принят Постановлением Народного Совета 27 февраля 2015 года

Утратил силу Законом ДНР № 223-IIНС О бухгалтерском учете

 

(С изменениями, внесенными Законами

 от 25.12.2015 № 99-ІНС,

от 12.03.2020 № 108-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)

 

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и предмет Закона

  1. Целями настоящего Закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской и финансовой отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
  2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется экономическим субъектом. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, использующие денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, достоверной и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств экономического субъекта.
  3. Экономические субъекты, имеющие право ведения упрощенного учета доходов и расходов могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи.

Статья 2. Определение терминов

Для целей настоящего Закона термины употребляются в следующем значении:

активы – ресурсы, контролируемые экономическим субъектом в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономических выгод в будущем;

бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности экономического субъекта внешним и внутренним пользователям для принятия решений;

внутрихозяйственный (управленческий) учет – система обработки и подготовки информации о деятельности экономического субъекта для внутренних пользователей в процессе управления экономическим субъектом;

хозяйственная операция – действие или событие, вызывающее изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале экономического субъекта;

обязательство – задолженность экономического субъекта, которая возникла вследствие прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов экономического субъекта, воплощающих в себе экономические выгоды;

экономическая выгода – потенциальная возможность получения экономическим субъектом денежных средств от использования активов;

консолидированная финансовая отчетность – финансовая отчетность, отражающая финансовое состояние, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица (его дочерних предприятий, филиалов, обособленных структурных подразделений) как единой экономической единицы;

республиканский стандарт бухгалтерского учета (далее – республиканский стандарт) – нормативный правовой акт, утвержденный республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам;

учетная политика – совокупность принципов, методов и процедур, используемых экономическим субъектом для составления и предоставления финансовой и налоговой отчетности;

первичный документ – документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление;

бухгалтерская отчетность – система показателей, характеризующая состояние средств и хозяйственно-финансовую деятельность экономического субъекта за отчетный период, составляется по данным бухгалтерского учета;

финансовая отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчетный период;

пользователи финансовой отчетности (далее – пользователи) – физические или юридические лица, нуждающиеся в информации о деятельности экономического субъекта для принятия решений;

международные стандарты финансовой отчетности (далее – международные стандарты) – принятые республиканским органом исполнительной власти по международным стандартам бухгалтерского учета документы, которыми определен порядок составления финансовой отчетности;

отчетный период – период, за который составляется бухгалтерская и (или) финансовая отчетность;

руководитель экономического субъекта – это лицо, осуществляющее руководство деятельностью экономического субъекта, имеющее полномочия от имени экономического субъекта подписывать документы, представлять интересы экономического субъекта при взаимодействии со сторонними учреждениями, организациями, экономическими субъектами и несущее за свои действия уголовную, административную и другую ответственность, предусмотренную действующим законодательством Донецкой Народной Республики;

хозяйственная деятельность – какая-либо деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей связанная с производством продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ;

экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей;

должностное лицо – сотрудник экономического субъекта, имеющий право осуществлять в пределах своей компетенции властные организационно-распорядительные действия, имеющие юридически значимые последствия.

Статья 3. Сфера действия Закона

  1. Действие настоящего Закона распространяется на следующих лиц (далее – экономические субъекты):

— коммерческие и некоммерческие организации;

— государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов;

— Центральный Республиканский Банк Донецкой Народной Республики;

— физических лиц-предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, самостоятельно осуществляющих хозяйственную деятельность;

— находящиеся на территории Донецкой Народной Республики филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики.

  1. Субъекты хозяйствования, которым в соответствии с законодательством разрешено ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и предоставляют финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.

(В часть 2 статьи 3 внесены изменения в соответствии с Законом от 25.12.2015 № 99-ІНС)

Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на следующих основных принципах:

осмотрительность – применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов экономического субъекта;

полное освещение – финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций;

автономность – каждый экономический субъект рассматривается как юридическое лицо, обособленное от его руководителя, в связи, с чем личное имущество и обязательства руководителя не должны отражаться в финансовой отчетности экономического субъекта;

последовательность – постоянное (из года в год) применение экономическим субъектом избранной учетной политики. Изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных республиканскими стандартами бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности;

непрерывность – оценка активов и обязательств экономического субъекта осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет продолжаться в дальнейшем;

начисление и соответствие доходов и расходов – для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, осуществленными для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

превалирование сущности над формой – операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не только исходя из юридической формы;

историческая (фактическая) себестоимость – приоритетной является оценка активов экономического субъекта, исходя из расходов на их производство и приобретение;

единый денежный измеритель – измерение и обобщение всех хозяйственных операций экономического субъекта в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

периодичность – возможность распределения деятельности экономического субъекта на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Экономические субъекты ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единиценецкой Народной Республики.

Если иное не установлено законодательством, стоимость объектов бухгалтерского учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Донецкой Народной Республики.

РАЗДЕЛ II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 6. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Донецкой Народной Республике

  1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Донецкой Народной Республике осуществляется в целях:

— создания единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, обязательных для всех экономических субъектов, гарантирующих и защищающих интересы пользователей;

— совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

  1. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики и утверждает республиканские стандарты бухгалтерского учета, другие нормативные правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
  2. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Центральным Республиканским Банком онецкой Народной Республики в соответствии с настоящим Законом и международными стандартами финансовой отчетности.
  3. Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе республиканских стандартов бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению.

РАЗДЕЛ III

ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 7. Организация бухгалтерского учета экономическим субъектом

  1. Бухгалтерский учет экономическим субъектом ведется непрерывно со дня регистрации экономического субъекта до его ликвидации или реорганизации.
  2. Вопросы организации бухгалтерского учета экономического субъекта относятся к компетенции его руководителяли уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством, учредительными документами и другими документами, предусмотренными для экономического субъекта.
  3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трехет, несет руководитель и главный бухгалтерли уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство экономическим субъектом в соответствии с законодательством и учредительными документами.
  4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета экономический субъект самостоятельно избирает формы его организации:

— введение в штат экономического субъекта должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

— ведение на договорных началах бухгалтерского учета, оказывающим такие услуги;

— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно руководителем экономического субъекта. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться экономическими субъектами, отчетность которых должна обнародоваться согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики в бюджетных учреждениях.

Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочий руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются на основании внутренних Положений соответствующих Министерств.

  1. Экономический субъект самостоятельно:

— определяет собственную учетную политику;

— избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

— разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подпись бухгалтерских документов;

— утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

— может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность экономического субъекта;

— определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов определена законодательством).

  1. Руководитель экономического субъекта обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное исполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и передачи для учета первичных документов.
  2. Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета экономического субъекта:

— обеспечивает соблюдение экономическим субъектом установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

— организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

— принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов экономического субъекта;

— обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях экономического субъекта;

— организует контроль за своевременным заключением договоров о полной индивидуальной (коллективной) материальной ответственности с соответствующими категориями сотрудников экономического субъекта.

  1. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией экономического субъекта, включая оценку имущества и обязательств экономического субъекта, и составление ликвидационного баланса, и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, создаваемую в соответствии с законодательством.
  2. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

— данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

— объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

  1. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь настоящим Законом, республиканскими стандартами.
  2. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
  3. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

— изменении требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, республиканскими стандартами;

— разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

— существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

  1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.
  2. Первичные учетные документы могут быть составлены на бумажныхектронных носителях (в электронном виде) и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

— название документа (формы);

— дату и место составления;

— название экономического субъекта, от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

— должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные данные и подпись, а также другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции;

— оттиск печати (штампа) в случаях, когда использование такой печати (штампа) является обязательным в соответствии с законодательством.

  1. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте. Данные аналитических счетов должны быть тождественными соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.
  2. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении.
  3. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
  4. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.
  5. Экономический субъект принимает все необходимые меры для предупреждения исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащую сохранность в течение срока, определенного настоящим Законом.
  6. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов бухгалтерского учета и (или) недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и (или) подписавшие эти документы.
  7. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета экономического субъекта предоставляются только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законодательством. Обязательным является составление реестра документов, которые предоставляются в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств

  1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономические субъекты обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
  2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются руководителем экономического субъекта, один раз в год, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Особенности бухгалтерской и (или) финансовой отчетности при реорганизации юридического лица

  1. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.
  2. При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.
  3. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую и (или) финансовую отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
  4. Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность должна включать данные о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения акта приема-передачи (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).
  5. Первым отчетным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено республиканскими стандартами.
  6. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций государственного сектора, должно составить первую бухгалтерскую и финансовую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено республиканскими стандартами.
  7. Первая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность составляется на основе утвержденного акта приема-передачиазделительного баланса) и данных о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения акта приема-передачи (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Статья 12. Особенности бухгалтерской и (или) финансовой отчетности при ликвидации юридического лица

  1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.
  2. Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.
  3. Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о ликвидации юридического лица.
  4. Последняя бухгалтерская и (или) финансовая отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о ликвидации юридического лица.

РАЗДЕЛ IV

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 13. Общие требования к финансовой отчетности

  1. На основе данных бухгалтерского учета экономические субъекты обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер экономического субъекта.
  2. Финансовая отчетность экономического субъекта (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) обязательно включает:

— баланс;

— отчет о финансовых результатах.

А также может включать:

— отчет о движении денежных средств;

— отчет о собственном капитале;

— примечания к отчетности.

  1. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности республиканскими стандартами устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
  2. Формы финансовой отчетности экономических субъектов (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики.
  3. Формы финансовой отчетности банков устанавливаются Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики.
  4. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений и финансовой отчетности о выполнении бюджетов устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.
  5. Экономический субъект, отвечающий критериям субъектов малого предпринимательства, обязан составлять и подавать финансовую отчетность один раз в календарный год, следующий за отчетным, по состоянию на первое января, но не позднее срока, определенного органами государственной статистики и Министерством доходов и сборов.

Статья 14. Консолидированная и сводная финансовая отчетность

  1. Экономические субъекты (дочерние предприятия, филиалы, обособленные структурные подразделения) кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность.
  2. Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся экономические субъекты, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на муниципальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и предоставляют сводную финансовую отчетность по всем экономическим субъектам, относящимся к сфере их управления.

Указанные также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи)торых находятся соответственно в государственной и муниципальной собственности.

Статья 15. Применение международных стандартов

  1. Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, если они не противоречат настоящему Закону и официально обнародованы на веб-сайте республиканского органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.
  2. Публичные акционерные общества, банки, страховые компании, а также экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Правительством Донецкой Народной Республики, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.
  3. Экономический субъект, кроме указанных в части второй настоящей статьи, самостоятельно определяет целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.
  4. Экономический субъект информирует в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики, о составлении им финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.
  5. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленные по международным стандартам, подаются в соответствующие органы в порядке, определенном настоящим Законом.

Статья 16. Отчетный период

  1. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Годовой баланс экономического субъекта составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (календарного года).

  1. Первый отчетный период вновь созданного экономического субъекта может быть менее чем 12 месяцев, но не более чем 15 месяцев.
  2. Отчетным периодом ликвидируемого экономического субъекта является период с начала года до даты его ликвидации.

Статья 17. Представление и обнародование финансовой отчетности

  1. Экономический субъект (кроме субъектов малого предпринимательства, указанного в части 7 статьи 13 настоящего Закона) обязан подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых он относится. Органам исполнительной власти финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок подачи финансовой отчетности устанавливается соответствующим органом Донецкой Народной Республики.
  2. Финансовая отчетность экономического субъекта является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Публичные акционерные общества, банки, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее, чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем опубликования в периодических или непериодических изданиях.

Статья 18. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности осуществляется Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и Министерством финансов Донецкой Народной Республики в пределах их полномочий.

РАЗДЕЛ V

ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 19. Хранение документов бухгалтерского учета

  1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и (или) финансовая отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее трех летсле окончания календарного года.

В случаезникновения спора между экономическими субъектами или между экономическими субъектами и государственными органами власти, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и (или) финансовая отчетность, подлежит хранению экономическими субъектами до окончания рассмотрения спора.

  1. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после окончания календарногода, в котором они использовались для составления бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в последний раз.
  2. Экономический субъект обязан обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
  3. При смене руководителя экономического субъекта должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета экономического субъекта. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется экономическим субъектом самостоятельно.

РАЗДЕЛ VI

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
  2. Предоставление отчетности в органы государственной статистики будет осуществляться после принятия Закона «О государственной статистике».
  3. Ведение учета по международным стандартам экономический субъект определяет самостоятельно.
  4. До вступления в законную силу законодательства о валютном регулировании в Донецкой Народной Республике, денежная единица, в которой составляется финансовая отчетность, определяется решением Правительства Донецкой Народной Республики.
  5. Ведение бухгалтерского учета в филиалах экономического субъекта и обобщение сводной информации в финансовой отчетности головного экономического субъекта ведется согласно действующему законодательству.
  6. Предоставление и обнародование финансовой отчетности акционерными обществами будет осуществляться после принятия соответствующего законодательства.

 

 

 

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                                 А.В. Захарченко

 

 

г. Донецк

16 марта 2015 года

№ 14-ІНС