Дата Публикации 15:25 19.03.2015

 

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

Принят Постановлением Народного Совета 20 февраля 2015 года
(С изменениями, внесенными Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «в области» в соответствующем падеже заменены словом «в сфере» в соответствующем падеже, слова «муниципальные органы» в соответствующих числе и падеже заменены словами «органы местного самоуправления» в соответствующих числе и падеже, слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже, слова  «республиканские органы исполнительной власти», «республиканские органы государственной исполнительной власти в соответствующем падеже заменены словами «органы государственной власти» в соответствующем  падеже согласно Закону от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Настоящий Закон определяет общие для Донецкой Народной Республики организационно-правовые нормы гражданской обороны в сфере защиты граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Донецкой Народной Республики (далее – население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Донецкой Народной Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их формы собственности в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия и определения:

1) аварийно-восстановительные работы – первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории;

2) авария – опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушениям зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду;

3) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) защита населения в чрезвычайных ситуациях – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение угрозы жизни и здоровью населения от поражающих факторов и (или) действия источников чрезвычайной ситуации;

5) зона чрезвычайной ситуации – территория, акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;

6) информирование населения о чрезвычайных ситуациях – доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

7) катастрофа – большая авария или другое событие, которые приводят к тяжелым последствиям;

8) классификация чрезвычайных ситуаций – система распределения чрезвычайных ситуаций на классы и подклассы в зависимости от их характера;

9) ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

10) объект жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации – юридическое лицо, деятельность которого направлена на решение вопросов жизнеобеспечения населения, достаточного для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайной ситуации мирного и военного времени;

11) объект надзора – юридические лица и физические
лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Донецкой Народной Республики;

12) органы управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – органы, создаваемые для координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

13) опасное природное явление – событие геологического, гидрологического происхождения, вызванное в атмосфере, которое может оказать негативное влияние на людей, объекты экономики, окружающую среду;

14) потенциально опасный объект – объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации;

15) предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;

16) реагирование на чрезвычайную ситуацию – скоординированные мероприятия по реализации планов действий, уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации в целях предоставления неотложной помощи пострадавшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей;

17) режим функционирования органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – режим функционирования) – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации, порядка организации деятельности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;

18) стихийное бедствие – разрушительное природное или природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей среды;

19) уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования) – состояние готовности органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, организаций принятия, дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации;

20) чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правовое регулирование отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, а также иными законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

  • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • разграничение полномочий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления и организациями.

Статья 4. Основные мероприятия защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(Наименование статьи 4 изложено в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке привлекаются силы и средства органов государственной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного характера в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет в территориальные и функциональные подсистемы органы управления, силы и средства органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
  • организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза потребности в силах, средствах, материальных и финансовых ресурсах;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Донецкой Народной Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Донецкой Народной Республики.

Режимы функционирования и уровни реагирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

  1. Порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются Правительством Донецкой Народной Республики.
  2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования – решением руководителя органа местного самоуправления при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая находится в пределах одной территории;

в) государственный уровень реагирования – решением Правительства Донецкой Народной Республики, при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию двух и более административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики.

Решением Главы Донецкой Народной Республики при ликвидации особо тяжелых чрезвычайных ситуаций с привлечением в соответствии с законодательством сил и средств государственных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил, других воинских формирований Республики устанавливается особый уровень реагирования.

  1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктом 3 настоящей статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ и имеет право принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии со статьей 5, п. 4 настоящего Закона руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуаций на основе классификации чрезвычайной ситуаций, установленной Правительством Донецкой Народной Республики, и по согласованию со специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и органами местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 7. Гласность и информация в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о химической, радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе населения в местах массового пребывания людей о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 2. Государственное управление и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава Донецкой Народной Республики:

а) определяет в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики основные направления государственной политики и принимает иные решения в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных соответствующим законом, на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований.

Статья 9. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Народный Совет Донецкой Народной Республики:

а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

в) проводит слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Государственные органы управления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственными органами управления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

  • Правительство Донецкой Народной Республики;
  • специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • органы государственной власти, организующие работу в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в свой сфере деятельности и подчиненных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
  • органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законами.

Статья 11. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правительство Донецкой Народной Республики:

1) издает на основании и во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов Донецкой Народной Республики и нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и обеспечивает их исполнение;

2) организует проведение научных исследований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3) разрабатывает и осуществляет реализацию республиканских программ в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности органов государственной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) обеспечивает создание государственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования указанных резервов;

6) устанавливает требования к процессу производства, режиму хранения, условиям перевозки и порядку использования опасных химических, радиоактивных и других опасных веществ с соблюдением при этом необходимых мер безопасности;

7) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций;

8) определяет порядок оказания финансовой помощи из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики при возникновении чрезвычайных ситуаций;

9) определяет порядок привлечения спасательных формирований республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10) определяет порядок сбора информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

11) определяет порядок предоставления участков для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

12) принимает решения о выплате единовременной материальной помощи и об обеспечении гуманитарной помощью граждан Донецкой Народной Республики в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана;

13) определяет порядок введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях такой чрезвычайной ситуации;

14) устанавливает государственный уровень реагирования;

15) создает для координации органов государственной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций специальные комиссии;

16) устанавливает критерии, по которым оценивается степень риска в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

17) устанавливает порядок ведения Республиканского реестра потенциально опасных объектов;

18) утверждает порядок проведения проверок объектов надзора в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

19) осуществляет иные полномочия в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

(Статья 11 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Статья 12. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственной политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности

Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

2) принимает в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3) осуществляет организационно-методическое руководство планированием действий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществляет управление в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также управление деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) осуществляет создание и нормативное регулирование функционирования системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

6) осуществляет сбор и обмен информацией в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ведение аналитического учета и государственной статистической отчетности в этой сфере;

7) организует научно-техническое сопровождение в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

8) осуществляет руководство созданием и поддержанием в готовности технических систем управления, оповещения, вызова экстренных оперативных служб;

9) организует информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

10) обеспечивает создание оперативного резерва материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

11) обеспечивает доставку гуманитарной помощи в зону чрезвычайной ситуации для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и предоставления помощи пострадавшему населению;

12) обеспечивает подготовку специалистов и должностных лиц органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях. Осуществляет методическое руководство и контроль подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций;

13) осуществляет государственный контроль и надзор за разработкой и реализацией мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также экспертную и разрешительную деятельность в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций;

14) осуществляет государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, путем проведения плановых и внеплановых проверок объектов надзора;

15) согласовывает в порядке, определенном законодательством, проекты республиканских и отраслевых стандартов, норм, правил, технических условий и регламентов и других нормативных технических документов относительно обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством;

16) запрашивает от объектов надзора информацию, необходимую для выполнения поставленных задач;

17) налагает штрафные санкции и принимает меры, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики;

18) обращается в суд относительно применения предупредительных мер в виде полной или частичной остановки работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, эксплуатации зданий, объектов, сооружений, цехов, оборудования, остановки проведения работ, в том числе строительно-монтажных, предоставления услуг, до устранения нарушений требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

19) определяет перечень должностей, при замещении которых лица уполномочены осуществлять государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

20) осуществляет рассмотрение и согласование планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

21) осуществляет рассмотрение и согласование планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;

22) предоставляет заключения о готовности к проведению работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на взрывоопасных и химически опасных производственных объектах;

23) принимает участие в работе комиссий по установлению причин возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

24) ведет Республиканский реестр потенциально опасных объектов;

25) разрабатывает и утверждает государственные стандарты, нормы и правила в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с действующим законодательством;

26) определяет порядок прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов, оценки риска чрезвычайной ситуации организаций;

27) утверждает перечень классификационных признаков чрезвычайной ситуации;

28) осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

(Статья 12 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Статья 13. Полномочия органов государственной власти в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы государственной власти создают и обеспечивают руководство функциональными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организуют работу в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.

Органы государственной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

  • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • утверждают и издают в соответствии с требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по обеспечению химической, радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
  • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

  • осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
  • разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

Руководители органов государственной власти несут предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений, создания ведомственных резервов материально-технических средств для решения задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Органы местного самоуправления:

а) принимают в пределах своих полномочий правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

д) осуществляют финансирование мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к Правительству Донецкой Народной Республики;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

и) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

к) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

л) устанавливают местный уровень реагирования;

м) создают и поддерживают в постоянной готовности местные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления содействуют специально уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти, к компетенции которого отнесены задачи в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления для координации деятельности по вопросам природной и техногенной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях создают специальные комиссии.

Статья 15. Обязанности организаций в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры защиты работников, предупреждения, ограничения и ликвидации последствий аварий в организациях и на подведомственных объектах производственного и социального назначения;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, обеспечению эксплуатации подведомственных производственных объектов с минимально возможным риском возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать в установленном порядке мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке республиканскому органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами;

к) осуществлять прогнозирование чрезвычайных ситуаций и идентифицировать потенциально опасные объекты на основании результатов прогнозирования, определять показатели риска чрезвычайной ситуации организаций в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, разрабатывать и внедрять мероприятия по снижению уровня риска.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления, принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законом.

(Пункт «к» статьи 15 изложен в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Статья 16. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Статья 17. Привлечение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Главой Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 18. Применение сил и средств органов внутренних дел Донецкой Народной Республики при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Донецкой Народной Республики применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Глава 3. Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 19. Права граждан Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право:
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в республиканские и органы местного самоуправления обращения и предложения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
  • на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  1. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Донецкой Народной Республики в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Обязанности граждан Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Донецкой Народной Республики обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава 4. Подготовка населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья 21. Подготовка населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядок подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Донецкой Народной Республики.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства.

Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляется республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководители и работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствующих учебных центрах, учреждениях и непосредственно по месту работы.

Статья 22. Пропаганда знаний в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в сфере защиты и спасения людей, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Для пропаганды знаний в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

Глава 41. Надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 221. Особенности осуществления государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. Предметом государственного надзора является проверка выполнения объектами надзора требований и мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
  2. Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, осуществляет государственный надзор в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций непосредственно и через свои территориальные органы путем проведения плановых или внеплановых проверок объектов надзора.
  3. Назначение проверки осуществляется путем издания соответствующим главным государственным инспектором по надзору в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или лицом исполняющим его обязанности, распоряжения о проведении плановой или внеплановой проверки соответственно.
  4. О проведении плановой проверки руководитель или уполномоченное должностное лицо объекта надзора уведомляются органом государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не менее чем за десять дней, о проведении внеплановой проверки – не менее чем за три дня.

Уведомление осуществляется посредством вручения распоряжения о проведении проверки лично под подпись руководителю или уполномоченному должностному лицу объекта надзора, либо отправки его заказным письмом по адресу регистрации объекта надзора или его местонахождения.

В случае если адрес, по которому направлялась корреспонденция, соответствует адресу местонахождения объекта надзора (юридическому адресу юридического лица, физического лица – предпринимателя, адресу места жительства физического лица), в отношении которого проводится проверка, объект надзора считается уведомленным, а ответственность за неполучение корреспонденции возлагается на получателя.

Распоряжение о проведении плановой или внеплановой проверки должно содержать:

1) наименование органа государственного надзора;

2) наименование объекта надзора;

3) местонахождение объекта надзора;

4) перечень уполномоченных должностных лиц, которые принимают участие в осуществлении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

5) дату начала и дату окончания проверки;

6) тип проверки (плановая или внеплановая);

7) основания для проведения проверки;

8) предмет осуществления проверки;

9) информацию об осуществлении предыдущей плановой проверки.

  1. Распоряжение о проведении плановой или внеплановой проверки действует лишь в течение отмеченного в нем срока осуществления проверки.
  2. 6.Перед началом осуществления проверки уполномоченные должностные лица органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны предъявить руководителю объекта надзора или уполномоченному им лицу распоряжение о проведении плановой или внеплановой проверки и служебное удостоверение.
  3. Плановая проверка объектов надзора с высокой степенью риска проводится один раз в три года, со средней степенью риска – один раз в пять лет, с незначительной степенью риска – не проводится.
  4. Основанием для осуществления плановой проверки является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку объекта надзора.
  5. Основания для осуществления внеплановых мероприятий определены Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IНС «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности». Дополнительным основанием для осуществления внеплановой проверки объектов надзора является:

1) поручение Главы Донецкой Народной Республики, Председателя Правительства Донецкой Народной Республики в связи с выявленными нарушениями и (или) наступлением события, имеющего негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;

2) поручение координационного органа по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

3) истечение срока устранения нарушений, указанных в ранее выданном органом государственного надзора в сфере гражданской обороны предписании по результатам внеплановых проверок;

4) поступление в орган государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций письменных обращений юридических лиц, физических лиц и физических лиц – предпринимателей о частичном или полном устранении нарушений, указанных в судебном решении о применении предупредительных мер за нарушение требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

5) истечение каждых тридцати дней со дня приведения судебного решения о применении предупредительных мер за нарушение требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в исполнение, при отсутствии каких-либо заявлений или сообщений об устранении нарушений.

Во время проведения внеплановой проверки проверяются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этой проверки.

  1. Срок проведения плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, срок внеплановой – десяти рабочих дней.
  2. Проверки проводятся в присутствии руководителей объектов надзора или уполномоченных ими должностных лиц. Уполномоченные должностные лица должны иметь соответствующие приказы, распоряжения, доверенности на право представлять интересы объекта надзора во время проведения проверок, заверенные в установленном порядке.
  3. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется акт не менее чем в двух экземплярах.

Один экземпляр акта в последний день проверки вручается руководителю, уполномоченному лицу объекта надзора под подпись или регистрируется в канцелярии объекта надзора, либо направляется заказным письмом, а второй экземпляр акта хранится в органе государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В акте по результатам внеплановой проверки, осуществленной в целях контроля устранения нарушений, указанных в предписании, ранее выданном органом государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указываются те пункты, которые остались не устранены и сроки устранения которых истекли.

  1. Орган государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в течение пяти рабочих дней со дня составления акта, в котором отражены нарушения требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимает меры реагирования в форме предписания, которое составляется в двух экземплярах.

Один экземпляр предписания не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта вручается руководителю (уполномоченному лицу) объекта надзора под подпись или регистрируется в канцелярии объекта надзора, либо направляется заказным письмом. Второй экземпляр предписания хранится в органе государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Предписание не составляется в случае проведения внеплановой проверки, осуществленной в целях контроля устранения нарушений, указанных в ранее выданном органом государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предписании.

  1. Руководитель объекта надзора в срок не позднее десяти рабочих дней после получения предписания обязан разработать и направить в адрес органа государственного надзора, осуществлявшего проверку, план устранения выявленных нарушений требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с указанием должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий.

План устранения выявленных нарушений требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций разрабатывается с учетом сроков устранения нарушений, указанных в предписании.

  1. Предписания органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут быть обжалованы вышестоящему уполномоченному должностному лицу государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в течение десяти дней с момента их вручения или суде в установленном законодательством порядке.
  2. Обследование объектов надзора производится по их письменному заявлению. По результатам обследования заявителю выдается справка о состоянии соблюдения установленных требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  3. Орган государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций имеет право обрабатывать персональные данные граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей, при условии соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики.
  4. Деятельность органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанная со сбором информации, в целях получения сведений, которые касаются сферы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не считается мероприятием государственного надзора. Указанную информацию объект надзора обязан предоставить в срок не позднее десяти календарных дней от даты получения запроса органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
  5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, применяются положения Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IНС «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Законом.

Статья 222. Основания для выдачи предписаний должностными лицами органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Должностные лица органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий выдают предписания в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения объектами надзора мероприятий и требований в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 223. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

За невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований должностных лиц органа государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций виновные в этом должностные лица объектов надзора привлекаются к ответственности согласно закону.

Статья 224Применение предупредительных мер

  1. В случае выявления при проведении проверок объектов надзора нарушений требований в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций уполномоченные должностные лица органа государственного надзора в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций имеют право обратиться в суд относительно применения предупредительных мер в виде полной или частичной остановки работы предприятий, отдельных производств, производственных участков, эксплуатации зданий, объектов, сооружений, цехов, оборудования, остановки проведения работ, в том числе строительно-монтажных, предоставления услуг до полного устранения нарушений требований законодательства в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
  2. Основаниями для обращения в суд являются:

1) отсутствие на потенциально опасном объекте невоенизированных формирований гражданской обороны или их неготовность к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) отсутствие на потенциально опасном объекте диспетчерской службы или ее неготовность к выполнению возложенных на нее задач из-за отсутствия соответствующих документов, приборов, оборудования и средств индивидуальной защиты;

3) отсутствие на потенциально опасном объекте локальной системы оповещения о чрезвычайной ситуации или ее неготовность к использованию;

4) отсутствие, непригодность либо несоответствие количества средств индивидуальной защиты органов дыхания от аварийно химически опасных веществ нормам обеспечения ими персонала потенциально опасных объектов, на которых такие вещества производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, утилизируются;

5) проведение на объектах, перечень которых устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики, строительно-монтажных работ без положительной экспертизы раздела «Инженерно–технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектной документации на техническое переоснащение, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов;

6) отсутствие на объектах, перечень которых устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики, договора о постоянном и обязательном обслуживании объектов и (или) отдельных территорий государственными аварийно-спасательными службами.

  1. Порядок применения предупредительных мер устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

(Глава 41 введена Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Глава 5. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 23. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования предприятий, учреждений, организаций осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение деятельности специально уполномоченного республиканского органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики, органов управления, органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в сфере защиты населения и территорий в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и местных бюджетов.

Статья 25. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • государственного уровня, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством государственного бюджета Донецкой Народной Республики;
  • местного уровня (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством местных бюджетов.

Организации всех форм собственности финансируют мероприятия по предупреждению и участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 26. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в установленном порядке законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 6. Государственная экспертиза, стандартизация, надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 27. Государственная экспертиза в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики по представлению республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
  2. Перечень объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определяется Правительством Донецкой Народной Республики.

(Статья 27 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 50-IIНС)

Статья 28. Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях

Государственной стандартизации, по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях проводиться в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 29. Надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области организуется специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими уполномоченными на это органами государственной власти в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Донецкой Народной Республики несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 7. Международные договоры Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 31. Международные договоры Донецкой Народной Республики

Порядок организации, подготовки и проведения мероприятий по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливается Правительством Донецкой Народной Республики.

Если международными договорами Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Донецкой Народной Республики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров Донецкой Народной Республики.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 32. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава
Донецкой Народной Республики                                                                  А. В. Захарченко

г. Донецк
26 февраля 2015 года
№ 11-IНС