Дата Публикации 15:20 19.03.2015

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Принят Постановлением Народного Совета 20 февраля 2015 года

 

 

Настоящий Закон определяет общие для Донецкой Народной Республики организационно-правовые нормы гражданской обороны в области защиты граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Донецкой Народной Республики (далее – население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Донецкой Народной Республики или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их формы собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и определения

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария – опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушениям зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативным  выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду.

Катастрофа – большая авария или другое событие, которые приводят к тяжелым последствиям.

Классификация чрезвычайных ситуаций – система распределения чрезвычайных ситуаций на классы и подклассы в зависимости от их характера.

Зона чрезвычайной ситуации – это территория, акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Водный объект – сформированный природой или искусственно созданный объект ландшафта, где сосредотачиваются воды.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Реагирование на чрезвычайную ситуацию – скоординированные действия по реализации планов действий, уточненных в условиях конкретного вида и уровня чрезвычайной ситуации с целью предоставления неотложной помощи пострадавшим, устранения угрозы жизни и здоровью людей.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций – республиканские органы исполнительной власти, муниципальные органы, организации с соответствующими силами и средствами, которые осуществляют надзор за техногенной и природной безопасностью, организуют проведение работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реагирование в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей среды, уменьшения материальных потерь.

Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – режим функционирования) – это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации, порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее – уровень реагирования) – это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов, организаций принятия, дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.

Потенциально опасный объект – это объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации, а также другие объекты, которые при определенных обстоятельствах могут создать реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, а также иными законами и нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Муниципальные органы в пределах своих полномочий могут принимать правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 3. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

  • предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
  • снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между республиканскими органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальными органами и организациями.

Статья 4. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, муниципальных органов, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке привлекаются силы и средства республиканских органов исполнительной власти.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного характера в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет в территориальные и функциональные подсистемы органы управления, силы и средства республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;
  • организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, определение на основе прогноза потребности в силах, средствах, материальных и финансовых ресурсах;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
  • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Донецкой Народной Республики, постановлениями и распоряжениями Совета Министров Донецкой Народной Республики.

Режимы функционирования и уровни реагирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

  1. Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:

а) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;

б) повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

  1. Порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами управления и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
  2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

а) объектовый уровень реагирования – решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;

б) местный уровень реагирования – решением руководителя муниципального органа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и муниципальных органов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая находится в пределах одной территории;

в) государственный уровень реагирования – решением Совета Министров Донецкой Народной Республики, при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, муниципальных органов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию двух и более административно-территориальных единиц Донецкой Народной Республики.

Решением Главы Донецкой Народной Республики при ликвидации особо тяжелых чрезвычайных ситуаций с привлечением в соответствии с законодательством сил и средств государственных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил, других воинских формирований Республики устанавливается особый уровень реагирования.

  1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, определенные пунктом 3 настоящей статьи, может определять руководителя работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ и имеет право принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики:

а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;

б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;

в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества центральных органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций;

г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Статья 6. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии со статьей 5, п. 4 настоящего Закона руководителями работ по ликвидации чрезвычайной ситуаций на основе классификации чрезвычайной ситуаций, установленной Советом Министров Донецкой Народной Республики, и по согласованию со специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и муниципальными органами, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

Статья 7. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о химической, радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.

Республиканские органы исполнительной власти, муниципальные органы и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе населения в местах массового пребывания людей о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 2. Государственное управление и полномочия органов государственной власти и муниципальных органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 8. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава Донецкой Народной Республики:

а) определяет в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и законами Донецкой Народной Республики основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных соответствующим законом, на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

в) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований.

Статья 9. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Народный Совет Донецкой Народной Республики:

а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

в) проводит слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статья 10. Государственные органы управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственными органами управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

  • Совет Министров Донецкой Народной Республики;
  • специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • республиканские органы исполнительной власти, организующие работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в свой сфере деятельности и подчиненных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;
  • муниципальные органы в пределах полномочий, определенных законами.

Статья 11. Полномочия Совета Министров Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Совет Министров Донецкой Народной Республики:

а) издает на основании и во исполнение Конституции Донецкой Народной Республики, законов и нормативных правовых актов Главы Донецкой Народной Республики постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, реагирования на них и обеспечивает их исполнение;

б) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций государственного характера;

г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности центральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) обеспечивает создание государственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;

е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования химических, радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций;

з) обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций государственного характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из государственного бюджета Донецкой Народной Республики при возникновении чрезвычайных ситуаций местного характера;

и) определяет порядок привлечения спасательных формирований республиканского органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между республиканскими органами исполнительной власти, муниципальными органами, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

л) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

м) принимает решения о выплате единовременной материальной и обеспечении гуманитарной помощи гражданам Донецкой Народной Республики в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана;

н) определяет порядок введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, и взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов в условиях такой чрезвычайной ситуации;

о) устанавливает государственный уровень реагирования;

п) создает для координации государственных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий специальные комиссии.

Статья 12. Полномочия специально уполномоченного республиканского органа исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий

Специально уполномоченный республиканский орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) принимает в соответствии с Конституцией и законами Донецкой Народной Республики нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляет организационно-методическое руководство планированием действий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) осуществляет руководство деятельностью подчиненных ему органов управления, сил и средств, учреждений и организаций;

г) осуществляет управление силами и средствами функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций государственного уровня, контроль за проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций местного и объектового уровня;

д) осуществляет координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) организует прогнозирование чрезвычайных ситуаций на государственном и местном уровнях. Участвует в осуществлении мониторинга чрезвычайных ситуаций, определении показателей риска объектов и территорий;

ж) осуществляет сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ведение аналитического учета и государственной статистической отчетности в этой области;

з) организует научно-техническое сопровождение в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

и) осуществляет руководство созданием и поддержанием в готовности технических систем управления, оповещения, вызова экстренных оперативных служб;

к) организует информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

л) обеспечивает создание оперативного резерва материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

м) обеспечивает организационно-методическое руководство, координацию деятельности республиканских органов исполнительной власти, организаций всех форм собственности по вопросам социально-экономической, правовой, медицинской защиты граждан, которые пострадали от чрезвычайных ситуаций;

н) обеспечивает подготовку специалистов и должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы к действиям в чрезвычайных ситуациях. Осуществляет методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

о) осуществляет государственный контроль и надзор за разработкой и реализацией мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также экспертную и разрешительную деятельность в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Статья 13. Полномочия республиканских органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Республиканские органы государственной исполнительной власти создают и обеспечивают руководство функциональными подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики.

Республиканские органы исполнительной власти:

а) по отношению к подведомственным организациям:

  • разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
  • утверждают и издают в соответствии с требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по обеспечению химической, радиационной, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
  • финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
  • организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

  • осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
  • разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

Руководители республиканских органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Донецкой Народной Республики ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Республиканские органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений, создания ведомственных резервов материально-технических средств для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Республиканские органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 14. Полномочия муниципальных органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Муниципальные органы:

а) принимают в пределах своих полномочий правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

д) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

е) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к Совету Министров Донецкой Народной Республики;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

и) создают при муниципальных органах постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

к) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

л) устанавливают местный уровень реагирования;

м) создают и поддерживают в постоянной готовности местные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Муниципальные органы содействуют специально уполномоченному республиканскому органу исполнительной власти, к компетенции которого отнесены задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Муниципальные органы для координации деятельности по вопросам природной и техногенной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на соответствующих территориях создают специальные комиссии.

Статья 15. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры защиты работников, предупреждения, ограничения и ликвидации последствий аварий в организациях и на подведомственных объектах производственного и социального назначения;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций, обеспечению эксплуатации подведомственных производственных объектов с минимально возможным риском возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать в установленном порядке мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке республиканскому органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами;

к) осуществлять прогнозирование чрезвычайных ситуаций, определять показатели риска организации.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления, принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.

Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 16. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и со своими уставами.

Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

 

Статья 17. Привлечение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Главой Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 18. Применение сил и средств органов внутренних дел Донецкой Народной Республики при ликвидации чрезвычайных ситуаций

При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Донецкой Народной Республики применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Глава 3. Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

Статья 19. Права граждан Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

  1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право:
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество республиканских органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, муниципальных органов и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • обращаться лично, а также направлять в республиканские и муниципальные органы обращения и предложения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;
  • на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
  1. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Донецкой Народной Республики в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 20. Обязанности граждан Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Граждане Донецкой Народной Республики обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава 4. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья 21. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, по месту жительства.

Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляется республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Руководители и работники органов государственной власти, муниципальных органов и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствующих учебных центрах, учреждениях и непосредственно по месту работы.

Статья 22. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, республиканскими органами исполнительной власти, муниципальными органами и организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.

 

Глава 5. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 23. Финансирование целевых программ

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования предприятий, учреждений, организаций осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение деятельности специально уполномоченного республиканского органа исполнительной власти Донецкой Народной Республики, органов управления, республиканских органов исполнительной власти, муниципальных органов, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и местных бюджетов.

Статья 25. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

  • государственного уровня, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством государственного бюджета Донецкой Народной Республики;
  • местного уровня (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством местных бюджетов.

Организации всех форм собственности финансируют мероприятия по предупреждению и участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 26. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в установленном порядке законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 6. Государственная экспертиза, стандартизация, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 27. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Государственная стандартизация по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях

Государственной стандартизации, по вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях проводиться в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 29. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

Государственный надзор и контроль в указанной области организуется специально уполномоченным республиканским органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесены вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими уполномоченными на это республиканскими органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 30. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Донецкой Народной Республики несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 7. Международные договоры Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 31. Международные договоры Донецкой Народной Республики

Порядок организации, подготовки и проведения мероприятий по оказанию помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Если международными договорами Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Донецкой Народной Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров Донецкой Народной Республики.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 32. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Глава

Донецкой Народной Республики                                               А. В. Захарченко

г. Донецк

26 февраля 2015 года

№ 11-IНС