Дата Публикации 13:35 19.03.2015

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ

 

 Принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года
(С изменениями, внесенными Законами

от 14.08.2015 № 74-ІНС

от 30.04.2016 № 127-IНС,

от 02.08.2019 № 49-IIНС)

 

(По тексту Закона слова «в области» в соответствующем падеже заменены словом «в сфере» в соответствующем падеже, слова «муниципальные органы» в соответствующих числе и падеже заменены словами «органы местного самоуправления» в соответствующих числе и падеже, слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 02.08.2019 № 49-IIНС)

 

Настоящий Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций, права и обязанности граждан в сфере гражданской обороны.

(Преамбула с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и определения

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Донецкой Народной Республики от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) защитные сооружения гражданской обороны – инженерные сооружения, предназначенные для защиты в военное время от воздействия средств поражения, а также опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов в течение определенного времени;

3) инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций – совокупность реализуемых при строительстве и реконструкции проектных решений, направленных на обеспечение защиты населения и территорий и снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие указанных действий, а также диверсиях;

4) мероприятия по гражданской обороне – организационные и специальные действия, осуществляемые в сфере гражданской обороны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

5) невоенизированные формирования гражданской обороны – самостоятельные структуры, созданные на нештатной непрофессиональной основе, оснащенные специальной техникой, оборудованием, материалами и подготовленные для участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время;

6) объекты гражданской обороны – защитные сооружения гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ;

7) объект надзора – юридические лица и физические лица – предприниматели, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Донецкой Народной Республики;

8) оповещение – доведение сигналов и сообщений органов управления гражданской обороны об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам и населению;

9) организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, – организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;

10) система мониторинга (наблюдения и контроля) радиоактивного, химического, бактериологического заражения (загрязнения), источников опасности на потенциально опасных объектах, опасных природных
явлений – форма интеграции органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, созданных в целях наблюдения и контроля источника чрезвычайной ситуации в мирное время, организации химического, дозиметрического контроля и выявления факторов биологического загрязнения в военное время;

11) система оповещения – комплекс организационно-технических мероприятий, сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, предназначенных для своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления гражданской обороны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения;

12) система управления гражданской обороной – составная часть системы государственного управления Донецкой Народной Республики, предназначенная для решения задач в сфере гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной;

13) средства гражданской обороны – противопожарная, аварийно-спасательная и другая специальная техника, оборудование, механизмы, приборы, инструменты, изделия медицинского назначения, лекарственные средства, средства коллективной и индивидуальной защиты, предназначенные и используемые для выполнения задач гражданской обороны;

14) средства индивидуальной защиты – средства, предназначенные для защиты человека от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных, биологических веществ и светового излучения ядерного взрыва;

15) территория, отнесенная к группе по гражданской
обороне – территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

16) технические системы управления гражданской обороны – совокупность средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, непосредственно обеспечивающих обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации при выполнении мероприятий гражданской обороны;

17) требования в сфере гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

18) управление гражданской обороной – целенаправленная деятельность по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны;

19) эвакуация – временное отселение населения, а также вывоз материальных и культурных ценностей за границы зоны возможного поражения в безопасные районы.

(Статья 1 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 2. Правовое регулирование в сфере гражданской обороны

  1. Правовое регулирование в сфере гражданской обороны осуществляется в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
  2. Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Принципы организации и ведения гражданской обороны

  1. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций Донецкой Народной Республики, обеспечения ее безопасности, составными частями оборонного строительства.
  2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  3. Ведение гражданской обороны на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Главой Донецкой Народной Республики чрезвычайного и (или) военного положения на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 4. Основные задачи в сфере гражданской обороны

Основными задачами в сфере гражданской обороны являются:

  1. Защита населения и территорий при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от их последствий, а также в условиях ведения военных действий обеспечивается выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:

а) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и постоянное информирование его о сложившейся обстановке;

б) обеспечение укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны;

в) обеспечение средствами индивидуальной защиты;

г) эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

д) инженерную, медицинскую, биологическую, радиационную и химическую защиту;

е) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.

  1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выполнением комплекса превентивных мероприятий, включающих:

а) государственную стандартизацию, экспертизу и лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

б) декларирование безопасности объектов повышенной опасности;

в) выполнение инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

г) создание систем мониторинга (наблюдения и контроля) за радиоактивным, химическим, бактериологическим заражением, источниками опасности на потенциально опасных объектах, опасными природными явлениями.

  1. Государственный контроль и надзор в сфере гражданской обороны, взаимодействие органов управления сил и средств гражданской обороны, предназначенных для предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации.
  2. Подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской обороны, ее органов управления и сил, обучение населения действиям при чрезвычайных ситуациях.
  3. Организация и проведение спасательных и других неотложных работ в районах возникновения чрезвычайной ситуации.
  4. Организация жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Порядок выполнения мероприятий гражданской обороны определяется законами и другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 5. Система гражданской обороны

  1. Мероприятия гражданской обороны распространяются на всю территорию Донецкой Народной Республики. Распределение по объему и ответственности за их выполнение осуществляется по территориально-производственному принципу.
  2. Функционирование системы гражданской обороны в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечивается силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(Часть 2 статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

  1. Задачи, организационный состав сил и средств, порядок функционирования системы гражданской обороны определяется настоящим Законом и Законом Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  2. Систему гражданской обороны составляют:

а) республиканский орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны;

б) органы исполнительной власти всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях;

в) органы управления по вопросам гражданской обороны в составе органов государственной власти, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

(Пункт «в» части 4 статьи 5 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

г) силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

д) (Пункт «д» части 4 статьи 5 утратил силу в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

е) (Пункт «е» части 4 статьи 5 утратил силу в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

ж) (Пункт «ж» части 4 статьи 5 утратил силу в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

з) (Пункт «з» части 4 статьи 5 утратил силу в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 6. Руководство гражданской обороной

  1. Руководство гражданской обороной Донецкой Народной Республики осуществляет Правительство Донецкой Народной Республики.
  2. Руководство гражданской обороной в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности осуществляют их руководители.

Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций являются начальниками гражданской обороны и несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Координацию деятельности министерств, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по решению вопросов гражданской обороны осуществляет орган государственной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны.

  1. Непосредственное выполнение задач гражданской обороны осуществляется органами управления по вопросам гражданской обороны, созданными в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и в учреждениях, независимо от форм собственности, согласно положения, утвержденного Правительством Донецкой Народной Республики.

(Часть 3 статьи 6 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 14.08.2015 № 74-ІНС, с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

РАЗДЕЛ II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 7. Полномочия Главы Донецкой Народной Республики

Глава Донецкой Народной Республики:

а) определяет основные направления единой государственной политики в сфере гражданской обороны;

а1) утверждает План гражданской обороны Донецкой Народной Республики и порядок его введения в действие на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично;

(Пункт «а1» статьи 7 введен Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

б) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

Статья 8. Полномочия Народного Совета Донецкой Народной Республики

Принимает соответствующие нормативные правовые акты в сфере гражданской обороны.

Статья 9. Полномочия Правительства Донецкой Народной Республики

Правительство Донецкой Народной Республики:

1) обеспечивает координацию реализации единой государственной политики в сфере гражданской обороны;

2) осуществляет руководство гражданской обороной;

3) определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов законов в сфере гражданской обороны;

5) создает резервы средств индивидуальной защиты, имущества гражданской обороны, материально-технических, финансовых фондов при ведении военных действий или вследствие таких действий, возникновении чрезвычайных ситуаций, определяет их объем и порядок использования;

6) создает единую систему подготовки органов управления в сфере гражданской обороны, сил гражданской обороны и населения к действиям в условиях ведения военных действий, чрезвычайных ситуаций;

7) устанавливает порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне, а юридических лиц, физических лиц – предпринимателей – к категориям по гражданской обороне, утверждает их перечни;

8) устанавливает порядок сбора и осуществления обмена информацией в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

9) разрабатывает и реализует республиканские программы в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) осуществляет мероприятия по социальной защите пострадавших от последствий чрезвычайных ситуаций;

11) определяет порядок учета и снятия с него защитных сооружений гражданской обороны;

12) определяет мобилизационное задание для удовлетворения потребностей гражданской обороны и порядка накопления, хранения и использования мобилизационных резервов для нужд гражданской обороны;

13) утверждает ежегодный план основных мероприятий гражданской обороны;

14) утверждает критерии, по которым оценивается степень риска в сфере гражданской обороны, и периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора;

15) утверждает перечень объектов, проектирование которых осуществляется с учетом требований инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

16) утверждает порядок создания и поддержания в готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;

17) утверждает порядок проведения проверок объектов надзора в сфере гражданской обороны;

18) осуществляет иные полномочия в сфере гражданской обороны в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

(Статья 9 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 10. Полномочия республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственной политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности

Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности:

1) обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере гражданской обороны;

2) осуществляет соответствующее нормативное правовое регулирование, а также специальные, надзорные и контрольные функции в сфере гражданской обороны;

3) осуществляет координацию деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, физических
лиц – предпринимателей по вопросам гражданской обороны;

4) осуществляет государственный надзор в сфере гражданской обороны путем проведения плановых и внеплановых проверок объектов надзора;

5) разрабатывает порядок создания и поддержания в готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны;

6) предоставляет исходные данные и требования для разработки раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов градостроительной документации и строительства объектов;

7) осуществляет подготовку и проводит мероприятия в сфере инженерной, медицинской, биологической, радиационной и химической защиты населения и территорий;

8) определяет порядок проведения мероприятий по эвакуации населения, координирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по указанным вопросам;

9) осуществляет руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий (чрезвычайных ситуациях) или вследствие военных действий (чрезвычайных ситуаций), контролирует создание и функционирование данных систем;

10) осуществляет обучение населения, представителей органов управления и сил гражданской обороны по вопросам защиты населения и действий в чрезвычайных ситуациях;

11) определяет в отнесенной к его ведению сфере критерии, по которым оценивается степень риска в сфере гражданской обороны, и устанавливает периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора;

12) согласовывает в порядке, определенном действующим законодательством, проекты республиканских и отраслевых стандартов, норм, правил, технических условий, регламентов и других нормативных технических документов относительно обеспечения гражданской обороны;

13) запрашивает от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц – предпринимателей информацию, необходимую для выполнения поставленных задач;

14) налагает штрафные санкции, предусмотренные нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

15) определяет перечень должностей, при замещении которых лица уполномочены осуществлять государственный надзор в сфере гражданской обороны;

16) проводит экспертизу раздела «Инженерно–технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» градостроительной документации, проектной документации на техническое переоснащение, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, перечень которых утверждается Правительством Донецкой Народной Республики;

17) ведет электронный учет защитных сооружений гражданской обороны;

18) осуществляет контроль деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц по вопросам учета защитных сооружений гражданской обороны;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.

(Статья 10 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 11. Полномочия органов государственной власти

(Наименование статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Органы государственной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики:

(Абзац первый статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

а) принимают нормативные акты в сфере гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;

б) разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с республиканским органом исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;

в) организуют разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в своей отрасли;

г) определяют в установленном порядке структуру и порядок деятельности функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

д) создают специализированные службы гражданской обороны и осуществляют руководство их деятельностью, подготовку необходимых сил и средств;

е) осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

ж) создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении республиканских органов исполнительной власти;

з) создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

и) разрабатывают и утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции;

к) ведут документальный учет защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на их балансе, а также на балансе подведомственных им юридических лиц.

(Пункт «к» статьи 11 введен Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий в границах соответствующих территорий:

а) обеспечивают реализацию государственной политики в сфере гражданской обороны;

б) принимают нормативные акты в сфере гражданской обороны, обеспечивают контроль за их реализацией;

в) разрабатывают планы гражданской обороны, осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне;

г) определяют в установленном порядке структуру и порядок деятельности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Осуществляют руководство территориальной подсистемой;

д) создают в установленном порядке специализированные службы гражданской обороны, муниципальные аварийно-спасательные службы и осуществляют руководство их деятельностью, подготовку необходимых сил и средств;

е) создают финансовые и материальные резервы для ликвидации последствий ведения военных действий и чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

ж) обеспечивают сбор и обмен информацией в сфере гражданской обороны, своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

з) обеспечивают подготовку и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях;

и) обеспечивают проведение эвакуационных мероприятий;

к) обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержания общественного порядка во время их проведения;

л) осуществляют иные полномочия в сфере гражданской обороны в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики;

м) ведут документальный и электронный учет защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на их балансе, а также всех защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в пределах их административно-территориальных единиц.

(Пункт «м» статьи 12 введен Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 13. Полномочия предприятий, учреждений и организаций в сфере гражданской обороны

  1. Руководство предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения:

а) обеспечивает своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

б) создает и содержит материальные резервы в целях гражданской обороны, для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) организует разработку планов гражданской обороны в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны;

г) планирует осуществление эвакуационных мероприятий;

д) осуществляет обучение своих работников действиям по гражданской обороне, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

е) создает системы оповещения в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны;

ж) проводит мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

з) создает невоенизированные формирования гражданской обороны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает их готовность к практическим действиям;

(Пункт «з» части 1 статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

и) планирует и выполняет другие мероприятия по гражданской обороне и несет связанные с этим материальные и финансовые расходы;

к) несет ответственность за защиту населения, проживающего в зонах возможного поражения, от чрезвычайных ситуаций, возникших на территории объекта;

л) ведет документальный учет защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на их балансе.

(Пункт «л» части 1 статьи 13 введен Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

  1. Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности невоенизированные формирования гражданской обороны.

(Часть 2 статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

  1. Типовой порядок создания невоенизированных формирований гражданской обороны определяется республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в сфере гражданской обороны.

(Часть 3 статьи 13 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 14. Права и обязанности граждан в сфере гражданской обороны

  1. Граждане Донецкой Народной Республики имеют право на:

1) защиту жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) обращение в государственные органы, иные организации по организации гражданской обороны;

3) получение достоверной и своевременной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

  1. Граждане Донецкой Народной Республики обязаны:

1) соблюдать законодательство Донецкой Народной Республики о гражданской обороне;

2) проходить в установленном законодательством порядке обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) оказывать при необходимости содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в сфере гражданской обороны.

РАЗДЕЛ IІІ. СИЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 15. Состав сил гражданской обороны

К силам гражданской обороны относятся:

а) государственная оперативно-спасательная служба;

б) государственная военизированная горноспасательная служба;

в) муниципальные аварийно-спасательные службы;

г) специализированные объектовые аварийно-спасательные службы;

д) специализированные службы гражданской обороны;

е) невоенизированные формирования гражданской обороны.

Статья 16. Государственная оперативно-спасательная служба

Государственная оперативно-спасательная служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях Государственной оперативно-спасательной службы в государственных органах, организациях и учебных заведениях, осуществляющих функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

(Статья 16 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 30.04.2016 № 127-IНС).

Статья 17. Государственная военизированная горноспасательная служба

Государственная военизированная горноспасательная служба – государственная специализированная организация, предназначенная для осуществления в установленном порядке горноспасательного обслуживания угольных шахт, разрезов, обогатительных и брикетных фабрик, других предприятий по добыче и переработке угля независимо от форм собственности в период их строительства, реконструкции, эксплуатации, ликвидации или консервации.

Статья 18. Муниципальные аварийно-спасательные службы

Муниципальные аварийно-спасательные службы – профессиональные службы, предназначенные для аварийно-спасательного обслуживания объектов муниципальной собственности, создаваемые в установленном порядке по решению органа местного самоуправления.

Статья 19. Специализированные объектовые аварийно-спасательные службы

Специализированные объектовые аварийно-спасательные службы – службы, создаваемые в установленном порядке из администрации и работников предприятий, учреждений и организаций для аварийно-спасательного обслуживания производств с повышенным риском возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статья 20. Специализированные службы гражданской обороны

  1. Специализированные службы гражданской обороны (энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально-технические, материального обеспечения, медицинские, связи и оповещения, противопожарные, торговли и питания, технические, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка) образуются для проведения специальных работ и мероприятий по гражданской обороне и их обеспечения, которые требуют привлечения специалистов определенной специальности, техники и имущества специального назначения.
  2. Порядок создания, функционирования, организационная структура специализированных служб гражданской обороны определяется положением о них, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 21. Невоенизированные формирования гражданской обороны

  1. Невоенизированные формирования гражданской обороны создаются в территориальных единицах Донецкой Народной Республики, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от форм собственности.
  2. Порядок создания, функционирования, организационная структура невоенизированных формирований гражданской обороны определяется положением о них, утверждаемым Правительством Донецкой Народной Республики.

Статья 22. Привлечение Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и правоохранительных органов, образованные в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, для выполнения задач в сфере гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

  1. Для выполнения задач в сфере гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций привлекаются Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики, другие воинские формирования и правоохранительные органы, образованные в соответствии с законами Донецкой Народной Республики.
  2. Условия привлечения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и правоохранительных органов, образованных в соответствии с законами Донецкой Народной Республики, для выполнения задач в сфере гражданской обороны, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяются в соответствии с Конституцией и законами Донецкой Народной Республики.

(Статья 22 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 221. Особенности военно-транспортной обязанности

Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, его территориальные органы и подразделения, являющиеся составной частью сил и средств, обеспечивающих особый правовой режим, освобождаются от военно-транспортной обязанности по обеспечению Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время, установленной Законом Донецкой Народной Республики от 17 февраля 2015 года № 10-IНС «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике».

(Статья 221 введена Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

Статья 23. Общественные организации

  1. Для выполнения отдельных функций в сфере гражданской обороны могут образовываться общественные организации.

Общественные организации с целью выполнения своих уставных задач и целей могут создавать в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке свои профессиональные аварийно-спасательные службы.

  1. Общественные организации привлекаются на добровольных или договорных началах к работам по решению задач в сфере гражданской обороны, предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при наличии у членов общественной организации соответствующего уровня подготовки.

РАЗДЕЛ IV. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

Статья 231. Особенности осуществления государственного надзора в сфере гражданской обороны

  1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в сфере гражданской обороны, применяются положения Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IНС «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Законом.
  2. Предметом государственного надзора является проверка выполнения объектами надзора требований и мероприятий в сфере гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.
  3. Назначение проверки осуществляется путем издания соответствующего распорядительного акта о проведении плановой и внеплановой проверки соответственно.
  4. О проведении плановой проверки руководитель или уполномоченное должностное лицо объекта надзора уведомляются органом государственного надзора в сфере гражданской обороны не менее чем за десять дней, о проведении внеплановой проверки – не менее чем за три дня.

Уведомление осуществляется посредством вручения распорядительного акта о проведении проверки лично под подпись руководителю либо уполномоченному должностному лицу объекта надзора и (или) путем отправки заказным письмом по адресу регистрации объекта надзора.

  1. Распорядительный акт о проведении плановой или внеплановой проверки должен содержать:

1) наименование органа государственного надзора;

2) наименование объекта надзора;

3) местонахождение объекта надзора;

4) перечень уполномоченных должностных лиц, которые принимают участие в осуществлении проверки, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

5) дату начала и дату окончания проверки;

6) тип проверки (плановая или внеплановая);

7) основания для проведения проверки;

8) предмет осуществления проверки – за какой период проводится проверка, или какие вопросы подлежат проверке;

9) информацию об осуществлении предыдущей плановой проверки.

  1. Распорядительный акт о проведении плановой или внеплановой проверки действует лишь в течение указанного в нем срока осуществления проверки.
  2. 7. Перед началом проверки уполномоченные должностные лица органа государственного надзора в сфере гражданской обороны обязаны предъявить руководителю объекта надзора или уполномоченному им лицу распорядительный акт о проведении плановой или внеплановой проверки и служебное удостоверение.
  3. Основания для осуществления внеплановых мероприятий определены Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IНС «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности». Дополнительным основанием для осуществления внеплановой проверки объектов надзора является:

1) поручение Главы Донецкой Народной Республики, Председателя Правительства Донецкой Народной Республики в связи с выявленными нарушениями и (или) наступлением события, имеющего негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;

2) истечение срока устранения нарушений, указанных в ранее выданном органом государственного надзора в сфере гражданской обороны предписании по результатам внеплановых проверок.

  1. Срок проведения плановой и(или) внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней.
  2. Проверки проводятся в присутствии руководителей объектов надзора или уполномоченных ими должностных лиц. Уполномоченные должностные лица должны иметь соответствующие приказы, распоряжения, доверенности на право представления интересов объекта надзора во время проведения проверок, заверенные в установленном порядке.
  3. В акте по результатам внеплановой проверки, осуществленной в целях контроля устранения нарушений, указанных в предписании, ранее выданном органом государственного надзора в сфере гражданской обороны, указываются те пункты, которые остались не устранены и сроки устранения которых истекли.
  4. Один экземпляр акта в последний день проверки вручается руководителю, уполномоченному лицу объекта надзора под подпись или регистрируется в канцелярии объекта надзора, либо направляется заказным письмом, а второй экземпляр акта хранится в органе государственного надзора в сфере гражданской обороны.
  5. Предписание не составляется в случае проведения внеплановой проверки, осуществленной в целях контроля устранения нарушений, указанных в ранее выданном органом государственного надзора в сфере гражданской обороны предписании.
  6. Один экземпляр предписания вручается руководителю (уполномоченному лицу) объекта надзора под подпись или регистрируется в канцелярии объекта надзора, либо направляется заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта. Второй экземпляр предписания хранится в органе государственного надзора в сфере гражданской обороны.
  7. Руководитель объекта надзора не позднее десяти рабочих дней со дня получения предписания обязан разработать и направить в адрес органа государственного надзора, осуществлявшего проверку, план устранения выявленных нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны с указанием должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий.

План устранения выявленных нарушений требований законодательства в сфере гражданской обороны разрабатывается с учетом сроков устранения нарушений, указанных в предписании.

  1. Предписания органа государственного надзора в сфере гражданской обороны могут быть обжалованы вышестоящему уполномоченному должностному лицу государственного надзора в сфере гражданской обороны в течение десяти дней с момента их вручения или в суде в установленном законодательством порядке.
  2. Орган государственного надзора в сфере гражданской обороны имеет право обрабатывать персональные данные граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей, при условии соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики.
  3. Должностные лица органа государственного надзора в сфере гражданской обороны в пределах своих полномочий выдают предписания в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения объектами надзора мероприятий и требований в сфере гражданской обороны, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

Статья 232. Ответственность за нарушение требований законодательства в сфере гражданской обороны

За невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований должностных лиц органа государственного надзора в сфере гражданской обороны виновные должностные лица объектов надзора привлекаются к ответственности согласно закону.

(Раздел IV введен Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Финансирование мероприятий по гражданской обороне и защите населения

  1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, проводимых органами государственной власти Донецкой Народной Республики, осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.

(Часть 1 статьи 24 изложена в новой редакции в соответствии с Законом от 02.08.2019 № 49-IIНС)

  1. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий административно – территориальной единицы Донецкой Народной Республики осуществляется из местного бюджета.
  2. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых предприятиями, организациями, учреждениями осуществляется за счет средств предприятий, организаций, учреждений.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики в сфере гражданской обороны

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами и гражданами Донецкой Народной Республики обязанностей в сфере гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 26. Международное сотрудничество Донецкой Народной Республики в сфере гражданской обороны

  1. Международное сотрудничество с другими государствами в сфере гражданской обороны осуществляют Правительство Донецкой Народной Республики и республиканский орган исполнительной власти, к полномочиям которого отнесены вопросы гражданской обороны в соответствии с правами и полномочиями, предусмотренных законодательством.
  2. Международное сотрудничество в сфере гражданской обороны предполагает:

1) участие в международных проектах по гражданской обороне, осуществление обмена научно-техническими достижениями в этой области;

2) привлечение сил гражданской обороны к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за пределами территории Донецкой Народной Республики, которое осуществляется на основании международных договоров.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 28. Переходные положения

Положения части 3 статьи 5 настоящего Закона вступают в силу с момента принятия и вступления в силу Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Глава
Донецкой Народной Республики                                                                   А. В. Захарченко

г. Донецк
17 февраля 2015 года
№ 07-ІНС