Дата публикации 13:02 19.03.2015

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ
ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА

Принят Постановлением Народного Совета 26 декабря 2014 года

(С изменениями, внесенными Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)

 

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.

Раздел I

Общие положения

Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Увековечению подлежит память:

а) погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;

б) погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;

в) умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;

г) погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.

Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите Донецкой Народной Республики.

Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.

Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

а) сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

б) сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

в) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные массивы;

г) создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий, подлежащих увековечению, памятных знаков;

д) публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

е) присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

ж) занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных научных и учебных учреждений;

з) установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Раздел II

Захоронения погибших при защите Отечества

Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей, места гибели боевых кораблей, морских и воздушных судов с экипажами.

Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества

Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей – на органы военного управления.

Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Донецкой Народной Республики, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств – Министерство иностранных дел Донецкой Народной Республики через дипломатические представительства и консульские учреждения Донецкой Народной Республики.

При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях по договоренности сторон и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.

Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.

Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.

Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Донецкой Народной Республики их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств – представительствами Донецкой Народной Республики. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Донецкой Народной Республики возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов – на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.

Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений

В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Донецкой Народной Республики.

Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.

Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Статья 7. Восстановление воинских захоронений

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.

Раздел III

Поисковая работа

Статья 8. Организация поисковой работы

Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным государственным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.

Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.

Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти, а в части захоронения погибших – органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.

Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи (в случае отсутствия родственников или их отказа принять документы, личные вещи и награды погибших), стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.

Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.

Раздел IV

Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия

Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Совете Министров Донецкой Народной Республике, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших.

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обороны, Министерство государственной безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство культуры, Министерство иностранных дел, Центральный орган исполнительной власти в области информации, а в части захоронения и содержания мест захоронения – органы местного самоуправления.

(Абзац третий статьи 10 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)

Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Специальный орган при Совете Министров по увековечению памяти погибших при защите Отечества:

а) руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;

б) разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;

в) организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;

г) осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Главы Донецкой Народной Республики проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;

д) организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;

е) рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;

ж) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.

Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обороны:

а) по поручению специального органа при Совете Министров по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;

б) участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Донецкой Народной Республики;

в) ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;

г) координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Донецкой Народной Республики и на территориях других государств;

д) совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;

е) участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;

ж) рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.

(Абзац второй статьи 11 с изменениями, внесенными в соответствии с Законом от 21.09.2018 № 252-IНС)

Органы военного управления:

а) принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

б) оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;

в) осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;

г) участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;

д) ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;

е) оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.

Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики:

а) ведет учет погибших из числа своих сотрудников;

б) принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

в) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.

Министерство внутренних дел Донецкой Народной Республики:

а) обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;

б) в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;

в) ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

г) принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;

д) определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.

Министерство иностранных дел Донецкой Народной Республики:

а) разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Донецкой Народной Республики, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;

б) через дипломатические представительства и консульские учреждения Донецкой Народной Республики в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;

в) согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;

г) регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;

д) устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Донецкой Народной Республики родственниками погибших (умерших) – гражданами других государств.

Центральный орган исполнительной власти в области информации:

а) обеспечивает полиграфическую базу для издания Республиканской книги Памяти;

б) обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики:

а) организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;

б) принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок государственного значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим государственного значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.

Органы местного самоуправления:

а) осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Донецкой Народной Республики;

б) создают резерв площадей для новых воинских захоронений.

Раздел V

Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Ответственность за нарушение настоящего Закона

Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств государственного бюджета и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.

Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным государственным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из государственного бюджета.

Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Донецкой Народной Республики осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.

Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Донецкой Народной Республики.

 

Глава
Донецкой Народной Республики                                                           А. В. Захарченко

г. Донецк
26 декабря 2014 года
№ 05-IНС