Дата Публикации | 17:19 27.12.2014 |
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
Принят Постановлением Народного Совета 12 декабря 2014 года
(С изменениями, внесенными Законами
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже согласно Закону от 12.03.2020 № 108-IIНС)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Донецкой Народной Республики.
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Донецкой Народной Республики и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с законом полномочиями осуществлять от имени Донецкой Народной Республики государственное управление в установленной сфере деятельности (далее – органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Донецкой Народной Республики, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Донецкой Народной Республики;
носители сведений, составляющих государственную тайну – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
Перечень сведений, составляющих государственную тайну – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 3. Законодательство Донецкой Народной Республики о государственной тайне
Законодательство Донецкой Народной Республики о государственной тайне основывается на Конституции Донецкой Народной Республики, Законе Донецкой Народной Республики «О безопасности» и настоящем Законе, а также на положениях других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты
- Народный Совет Донецкой Народной Республики:
– осуществляет законодательное регулирование отношений в области защиты государственной тайны;
– рассматривает статьи государственного бюджета Донецкой Народной Республики в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;
– осуществляет депутатский контроль за исполнением законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне, в том числе при заключении международных договоров и межправительственных соглашений;
– определяет полномочия должностных лиц аппарата Народного Совета Донецкой Народной Республики по обеспечению защиты государственной тайны в Народном Совете Донецкой Народной Республики;
– в пределах своей компетенции решает иные вопросы в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.
- Глава Донецкой Народной Республики:
– утверждает государственные программы в области защиты государственной тайны;
– утверждает по представлению Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
– утверждает по представлению Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
– заключает международные договоры Донецкой Народной Республики о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Главы Донецкой Народной Республики;
– в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.
- Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики:
– является специально уполномоченным органом государственной власти в сфере обеспечения защиты государственной тайны;
– организует исполнение Закона Донецкой Народной Республики «О государственной тайне»;
– представляет на утверждение Главе Донецкой Народной Республики состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;
– представляет на утверждение Главе Донецкой Народной Республики Перечень должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, Перечень должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
– устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
– организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;
– устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, если социальные гарантии либо порядок предоставления таких социальных гарантий не установлены законами или нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики;
– принимает участие в заключении межправительственных соглашений, принимает меры по выполнению международных договоров Донецкой Народной Республики о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям;
– в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой;
– устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания.
- Правительство Донецкой Народной Республики:
– определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Донецкой Народной Республики;
– в пределах своих полномочий утверждает нормативные документы по вопросам защиты государственной тайны.
- Органы государственной власти Донецкой Народной Республики и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:
– обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;
– обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями законодательных актов Донецкой Народной Республики;
– устанавливают размеры предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;
– обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;
– реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;
– вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты государственной тайны.
- Органы судебной власти:
– рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне;
– обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны;
– обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;
– определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.
Раздел II
ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
– о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований, предусмотренных Законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
– о планах строительства Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, других воинских формирований и органов, специальных формирований Донецкой Народной Республики, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
– о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов взрывчатых веществ военного назначения;
– о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
– о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
– о содержании планов подготовки Донецкой Народной Республики к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
– об использовании инфраструктуры Донецкой Народной Республики в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
– о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Донецкой Народной Республике в целях обеспечения безопасности государства;
– об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
– о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
– об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Донецкой Народной Республики (по перечню, определяемому Правительством Донецкой Народной Республики);
(Абзац восьмой пункта 2 статьи 5 утратил силу в соответствии с Законом от 15.01.2019 № 90-IIНС)
3) сведения в области внешней политики и экономики:
– о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Донецкой Народной Республики, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
– о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:
– о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
– о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;
– о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
– об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
– о системе специальной правительственной связи (шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи), о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
– о методах и средствах защиты секретной информации;
– об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
– о защите государственной границы Донецкой Народной Республики;
– о расходах бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Донецкой Народной Республике;
– о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;
– о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Донецкой Народной Республики от террористических актов;
– о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.
Раздел III
ОТНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ И ИХ ЗАСЕКРЕЧИВАНИЕ
Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.
Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 настоящего Закона и законодательству Донецкой Народной Республики о государственной тайне.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.
Своевременность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
– о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
– о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
– о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
– о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
– о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Донецкой Народной Республики;
– о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Донецкой Народной Республике вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Донецкой Народной Республике вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Министерством государственной безопасности и утверждаются Главой Донецкой Народной Республики.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Главой Донецкой Народной Республики. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Главой Донецкой Народной Республики, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.
Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Донецкой Народной Республики на информацию в связи с ее засекречиванием
Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее – собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.
Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.
Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.
Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Донецкой Народной Республики.
Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей
Основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).
Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну
На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные:
– о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
– об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя;
– о регистрационном номере;
– о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.
При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель.
Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.
Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и (или) в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Донецкой Народной Республики.
Раздел IV
РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ
Статья 13. Порядок рассекречивания сведений
Рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются:
– взятие на себя Донецкой Народной Республики международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Донецкой Народной Республике государственную тайну;
– изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.
Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну
Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.
В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.
Руководители государственных архивов Донецкой Народной Республики наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Донецкой Народной Республики о рассекречивании сведений
Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Донецкой Народной Республики вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Донецкой Народной Республики, подавшие запрос.
Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суде. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.
Раздел V
РАСПОРЯЖЕНИЕ СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
Статья 16. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями
Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям является выполнение ими требований, предусмотренных в статье 28 настоящего Закона.
Статья 17. Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ
Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.
Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.
Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при проведении совместных и других работ возлагается на заказчика этих работ в соответствии с положениями заключенного сторонами договора.
При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях – поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.
Статья 18. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям
Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики по согласованию с Главой Донецкой Народной Республики при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.
Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).
Статья 19. Защита сведений, составляющих государственную тайну, при изменении функций субъектов правоотношений
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. При этом носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются:
– правопреемнику органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, располагающих сведениями, составляющими государственную тайну, если этот правопреемник имеет полномочия по проведению работ с использованием указанных сведений;
– органу государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения;
– другому органу государственной власти, предприятию, учреждению или организации по указанию межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Статья 19.1. Единые требования к материальным носителям секретной информации
Единые требования к изготовлению, учету, пользованию, хранению, сохранности, передаче и транспортировке материальных носителей секретной информации устанавливаются Главой Донецкой Народной Республики.
Раздел VI
ОРГАНЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 20. Органы защиты государственной тайны
К органам защиты государственной тайны относятся:
– межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
– орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;
– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Главой Донецкой Народной Республики.
Орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Донецкой Народной Республики.
Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, указами и распоряжениями Главы Донецкой Народной Республики, постановлениями Правительства Донецкой Народной Республики, с нормативными документами, утверждаемыми Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики по защите государственной тайны, и с учетом специфики проводимых ими работ.
Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.
Статья 21. Режимно-секретные органы
- В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, в целях разработки и осуществления мер по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных подразделений режимно-секретные органы (далее – РСО). Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются по согласованию с Министерством государственной безопасности. В состав РСО входят подразделения режима, секретного делопроизводства и другие подразделения, непосредственно обеспечивающие охрану государственных тайн, в зависимости от специфики деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивающих режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников РСО. Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с Министерством государственной безопасности и РСО вышестоящих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности «совершенно секретно», если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности «особой важности».
- Принятие в РСО временных работников не допускается. Основными задачами РСО являются:
а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;
б) своевременная разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мер, обеспечивающих охрану государственной тайны;
в) предупреждение разглашения секретной информации, случаев утрат материальных носителей этой информации, завладения секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами ДНР, которым не предоставлен допуск и доступ к ней;
г) выявление и закрытие каналов утечки секретной информации в процессе деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций;
д) обеспечение введения мер режима секретности при выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и при осуществлении внешних отношений;
е) организация секретного делопроизводства;
ж) осуществление контроля состояния режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объектах.
- РСО имеют право:
а) требовать от всех сотрудников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также командированных сотрудников неуклонного выполнения требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны;
б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, касающейся РСО, вносить предложения по структуре и численности работников этих органов;
в) принимать участие в проведении аттестации работников, выполняющих работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений по выплате в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;
г) привлекать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций к осуществлению мер по охране государственной тайны;
д) осуществлять проверки состояния и организации работы по вопросам защиты государственной тайны и обеспечению режима секретности в подразделениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;
е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, имеющих допуск к государственной тайне, содержимому спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданов, спецпапок и т. п.), наличия документов, изделий и иных материальных носителей секретной информации;
ж) ставить перед руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопросы о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении лиц к ответственности согласно ст.26 настоящего Закона, а также давать рекомендации по обязательным для выполнения указаниям руководителям подразделений органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения режима секретности;
з) принимать участие в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений по фактам разглашения ими секретных сведений, утраты материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;
и) вносить предложения руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных подразделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;
к) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные и другие документы, необходимые для проведения органами безопасности проверочных мероприятий для оформления допуска;
л) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности;
м) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы.
- Передача функций РСО каким-либо другим подразделениям органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.
Раздел V
ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 22. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан Донецкой Народной Республики к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
– согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 25 настоящего Закона;
– письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
– определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
– ознакомление с нормами законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
– принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части второй настоящей статьи.
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Их продолжительность составит срок до 6 месяцев. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 23 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:
– процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
– преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Главой Донецкой Народной Республики.
Статья 23. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:
– признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
– наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;
– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Донецкой Народной Республики;
– уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.
Статья 24. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
– расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
– однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
– возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 23 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.
Статья 25. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
– права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
– права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
– права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Статья 26. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну
Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается постановлениями Правительства Донецкой Народной Республики, нормативными документами утверждаемыми Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне
Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.
Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 28. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий:
– выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;
– наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;
– наличие у них сертифицированных средств технической защиты информации;
– наличие режимных помещений для проведения необходимых видов секретных работ.
Статья 29. Порядок сертификации средств защиты информации
Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств защиты информации возлагается на орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Донецкой Народной Республики. Сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Министерством государственной безопасности Донецкой Народной Республики.
Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.
Раздел VII
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 30. Финансирование мероприятий по защите государственной тайны
Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций – за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в бюджете Донецкой Народной Республики отдельной строкой.
Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Донецкой Народной Республики. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.
Раздел VIII
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Статья 31. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики в пределах полномочий, определяемых Конституцией Донецкой Народной Республики и другими нормативными правовыми актами.
Статья 31.1. Государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны
- Государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти (далее – органы государственного контроля) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Донецкой Народной Республики.
- Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики имеет право контролировать состояние защиты государственной тайны во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в связи с осуществлением этих полномочий получать от них информацию по вопросам обеспечения защиты государственной тайны, проводить соответствующие проверки по фактам и признакам нарушения законодательства в сфере защиты государственной тайны.
- О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее трех рабочих дней до ее начала путем направления органом государственного контроля письменного уведомления.
- Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является:
– истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики в области защиты государственной тайны;
– поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Донецкой Народной Республики о государственной тайне;
– наличие предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа) руководителя (уполномоченного им должностного лица) органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
- В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля (уполномоченным им должностным лицом), но не более чем на двадцать рабочих дней.
Выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания (приказа, распоряжения или иного распорядительного документа), подписанного руководителем (уполномоченным им должностным лицом) органа государственного контроля.
- Внеплановая выездная проверка, основание проведения которой указано в части пятой настоящей статьи, проводится без предварительного уведомления.
- Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется.
- Заключения Министерства государственной безопасности Донецкой Народной Республики, изложенные в актах проверок по результатам контроля состояния защиты государственной тайны, являются обязательными для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности.
Статья 32. Межведомственный и ведомственный контроль
Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти осуществляют орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Донецкой Народной Республики.
Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Главы Донецкой Народной Республики, в аппарате Народного Совета, Правительства Донецкой Народной Республики организуется их руководителями.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов.
Статья 33. Прокурорский надзор
Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и подчиненные ему прокуроры, в пределах полномочий определенных Законом Донецкой Народной Республики «О прокуратуре».
Доступы лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.
Глава
Донецкой Народной Республики А.В. Захарченко
г. Донецк
24 декабря 2014 года
№ 03-IНС